Дорога на ощупь, или Как киевские слепые добираются на работу (ФОТО)
Лишь в метрополитене незрячим оказывают «знаки внимания»
Чаще всего, о проблемах инвалидов, и инвалидов по зрению в частности вспоминают не чаще двух-трех раз в год, в канун Дня слепых и Дня инвалидов. Но сами эти люди сталкиваются с проблемами ежедневно. Даже элементарный выход в аптеку или магазин может быть осложнен разными препятствиями.
Идем к метро. С Михаилом Николаевичем мы встречаемся возле его дома. Добираться будем сначала до станции метро «Политехнический институт». Затем доедем до «Дарницы», а от туда - на ул. Фанерную, 4, куда на протяжении уже 24-х лет на ощупь добирается мой собеседник. Он говорит, что все незрячие ходят, считая шаги. Сначала человек изучает дорогу с кем-то из зрячих. А когда привыкает, осваивает путь самостоятельно.
Незрячие запоминают дорогу по шагам
Мы начинаем считать. От подъезда до первого поворота отсчитываем 90 шагов, поворачиваем налево, затем делаем еще 18 шагов, преодолеваем 15 ступенек лестницы и выходим на тропинку. К сожалению, тротуар не предназначен для людей с проблемами зрения и Михаил Николаевич, часто спотыкаясь, сбивается с пути. Возвращаясь на тротуар, мы сворачиваем немного левее и направляемся в сторону проспекта Победы. Выходим на тротуар. Здесь нас ждет еще больше препятствий. Михаил Николаевич рассказывает, что большой неприятностью на пути часто становятся киоски и выставленные практически на середину тротуара холодильники, на которые он частенько наталкивается.
Наблюдая со стороны за тем, как передвигается мой собеседник, я параллельно наблюдаю и за окружающими людьми. Спешащие пешеходы даже не подозревают, что рядом с ними может находиться человек, который ничего не видит.
Никто даже не подозревает, что рядом идет слепой...
Спускаясь в подземный переход, Михаил Николаевич наталкивается на женщину, которая испуганно отскакивает в сторону, как будто к ней прикоснулся прокаженный. Вообще, когда со стороны смотришь, как незрячий человек сталкивается с кем-то, можно наблюдать разные эмоции прохожих, но чаще, конечно, негативных. Фраза-слоган нашего менталитета: «Куда прешь!»
От обычных прохожих слепые практически ничем не отличаются. Единственное их отличие – это наличие в руках белой трости – символа незрячих людей. Но в спешке и этого можно не заметить.
Выходим из подземного перехода, сворачиваем налево – движемся на звуковой сигнал к метро. Вот мы и добрались до «Политеха». Когда мы подошли к турникету, нас с улыбкой встретила диспетчер и спросила у Михаила Николаевича, куда он едет. Дежурный взял моего спутника под руку и так мы спустились вниз по эскалатору. Молодой человек передал одной из дежурной о присутствии слепого человека. Под одной из арок на станции специальной лентой перекрыли движение хлынувшим из только прибывшего поезда пассажирам. Затем нас отдали в руки дежурной по станции, она спросила у моего спутника, куда он едет, в какой вагон ему будет удобней попасть, и в какую дверь. Женщина, держа моего спутника под руку, когда подходит поезд и открываются двери, помогает ему войти и желает всего наилучшего.
Михаил Николаевич говорит, что очень благодарен метрополитеновцам за то, что у них так налажена поддержка слепых людей. Ведь ни в каком другом виде транспорта о незрячих не заботятся вообще.
Мой собеседник рассказывает, что вглубь вагона он никогда не проходит, потому что выбраться оттуда будет сложно. Так и стоим. Я наблюдаю за стоящими вокруг нас людьми и никто из них даже понятия не имеет, что рядом - слепой.
Приезжаем на станцию «Дарница». Для меня это оказалось приятной неожиданностью, но здесь нас тоже встречают. Дежурная этой станции берет Михаила Николаевича под руку, мы спускаемся по лестнице, женщина проводит его через турникет и мило прощается. Ну а дальше нас встречает безразличный к чужим проблемам мир.
Идем на зов. «На ощупь» Михаил Николаевич пробирается по переходу к выходу из метро. Периодически наталкиваясь на случайных прохожих, мы, наконец, выходим на улицу. Идем на остановку. Мой незрячий спутник говорит, что идет на звук. Благо голос женщины-зазывалы слышен за версту. Подходя к маршрутке, Михаил Николаевич говорит, что ориентируется сначала на голос, а потом уже на звук работающего двигателя маршрутки. Место моему спутнику, естественно, никто из пассажиров не уступает, так как опознавательных знаков, что перед тобой незрячий нет.
Михаил Николаевич говорит, что, как правило, слепые запоминают маршрут по поворотам. Конечно, первое время, пока человек не запомнит дорогу, ему помогают добираться родные или знакомые. Но он знает каждый поворот на зубок.
Мы приезжаем на нужную нам остановку.
- Для нас не очень приятный момент – это безразличие людей, - говорит Михаил Николаевич. - Многие знают, что здесь ходят слепые, но бывает, идешь зимой, а тропинку занесло и ты сбиваешься, ходишь-ходишь, пока снова на тропинку не выйдешь, а никто и не поможет.
Впереди, по словам моего спутника, еще много препятствий. Так и есть. Первое – это покореженный тротуар. Вторым препятствием для слепого человека становятся ступеньки, которые выходят на тротуар, по которому проходит наш путь. Ну а третьим препятствием становится отдаленность предприятия, на котором работает Михаил Николаевич. Благо тротуар огражден от проезжей части забором-ограничителем. Бывает, что человек сбивается с пути, так он может упереться либо в забор, либо в ограду. Проходим около пятисот метров к предприятию. Здесь слепых работников встречает металлический ограничитель у входа, означающий, что человек пришел к предприятию. Кроме того, раздаются громкие звуки радио, оно висит прямо над дверью, ведь слепые как никто другой ориентируются на слух. Михаил Николаевич говорит, это для того чтобы уж точно не пройти мимо. Вот мы и пришли на работу. Сюда, на Фанерную,4, Михаил Николаевич ездит уже 24 года.
Так легко сбиться с пути
Над проходной звучит радио, чтобы незрячие могли ориентироваться
Здесь на предприятии слепые, по словам Михаила Николаевича, заняты простой, даже примитивной работой. Незрячие изготавливают прищепки, металлические зажимы для штор и другие необходимые в повседневной жизни мелочи.
Мы еще говорим о жизни слепых, делаем вывод, что жизнь этих людей состоит из сложностей. Михаил Николаевич показывает мне, что может работать с компьютером. Он оборудован голосовой программой, которая подсказывает, куда нужно жать.
За работой
- Ведь где можно применить слепого? – задает больше риторический вопрос мой собеседник. – Мы отстаиваем интересы слепых, обращаемся с просьбами, предоставляем юридическую помощь, пытаемся социально представлять незрячих. Мир слепого человека по большому счету ограничен маленьким пространством.
Я провожу с моим собеседником еще немного времени. Ухожу, чтобы не отрывать людей от работы.
Напмним, ранее наше издание уже сообщало о серьезных проблемах, которые сложились в Украине, с выпуском литературы для незрячих граждан.
Зебеде Шерфетдинова
Фото автора