Олег Саленко: «Марадона ничего не потеряет на этом чемпионат мира»
Обладатель «Золотой бутсы» чемпионата мира 1994 года, забивший на нем шесть голов Олег Саленко рассуждает о шансах команд на стартующем в пятницу чемпионате
Обладатель «Золотой бутсы» (которую он сейчас выставляет на аукцион) чемпионата мира 1994 года, забивший на нем шесть голов (из них пять - в одном матче со сборной Камеруна – невероятный результат!) Олег Саленко рассуждает о шансах команд на стартующем в пятницу чемпионате мира в ЮАР и тех, кто сможет повторить его успех – стать лучшим бомбардиром первенства.
«Статистика говорит, что на чемпионатах мира, которые проводятся не на территории Европы, европейские команды не побеждают. Но статистику эту нужно же когда-то менять. Почему бы не сделать это на этом мундиале?! Тем более, он проходит в такой непонятной с точки зрения большого футбола стране, как ЮАР. В связи с тем, что туда не поедут ни Россия, ни Украина, я буду болеть за Испанию. Ну, и за Аргентину. Хотя ее наставник Диего Армандо Марадона до такой степени непредсказуемый товарищ, что говорить, что-то определенное по поводу его сборной мне трудно.
Я не стал бы сбрасывать со счетов и сборную Германию. Как бы они не меняли состав, каким бы безликим, на первый взгляд, он не казался, немцы всегда борются до конца и могут доставить кучу неприятностей любому сопернику.
Что касается бомбардиров, - кто из них станет лучшим, то предсказать здесь кого-то довольно сложно. Тем более, что мячи, которыми будут играть на мундиале команды, насколько мне известно, вызывают много нареканий, как со стороны вратарей, так и полевых игроков. Все будет зависеть от матчей в групповых турнирах. Там обычно забивается большее количество голов. В матчах плей-офф их обычно не много. Команда забивает один-два мяча и «закрывается». Ставка слишком высока и рисковать по большому счету никто не хочет. Что касается персоналий, то лучшим голеодорами вполне может стать кто-то из блестящей пары испанского нападения: Вилья или Торрес. Да и пятерка аргентинского нападения впечатляет. Вполне возможно, лучшим бомбардиром станет англичанин Уэйн Руни. Но мне бы хотелось, чтобы им стал кто-то из тех, кто так сказать, сейчас не на слуху. Лучший бомбардир чемпионата вряд ли забьет за турнир больше шести-семи мячей. Есть еще один немаловажный фактор: как правило, лучшим бомбардиром становится футболист той команды, которая играет все матчи на турнире. То есть доходит либо до финала, либо до матча за третье место. И вряд ли этот мундиаль станет исключением.
Исходя из этого, думаю, что шансы у вышеперечисленных мною испанцев или аргентина Лионеля Месси выглядят предпочтительней, чем у их конкурентов. Настораживает меня только, повторюсь, персона Марадоны. У него сейчас странная ситуация. Если он выиграет чемпионат мира – станет еще более великой личностью в истории мирового футбола. Не выиграет, - ничего не случится, - менее великим он не станет. Он практически ничего не потеряет, как бы чемпионат не закончился для сборной Аргентины. А потому и ведет он себя на публике, мягко говоря, вызывающе. На одной из последних пресс-конференций, насколько мне известно, он вообще послал на три буквы одного из ваших коллег.
В какую - либо из африканских сборных на этом, домашнем для них первенстве я не верю. Их, конечно, могут «тащить», но только до определенного этапа. За уши в чемпионы мира не вытащишь. В современном футболе главное – быстрота. Нет, не ног, а мышления. А вот с этим у африканцев, я думаю, проблемы. Я имею в виду командное мышление, а не отдельных футболистов. В тактике и технике в современном футболе уже вряд ли что изменится. И у африканцев и у бразильцев с аргентинцами и у европейцев она в принципе одинаковая. Главное – повторюсь исполнение. Я все свои пять голов в ворота камерунцев забил правой ногой в одно касание. Как только собрался забить гол головой (а момент был, что называется, убойный), у меня не получилось. Так что…
Все это достигается не только природным талантом, но и работой на тренировках. Кстати, по поводу них, пресловутых тактико-технических действий (ТТД), которые так любил покойный Валерий Васильевич Лобановский, а также его изнуряющих сборов, «отсидок» на базе по поводу и без, скажу, что в 1990-м, когда я перебрался в Испанию, казалось, что после Конче-Заспы я оказался просто в раю. Никаких тебе сборов, никаких заездов на базу… Делай, что хочешь. Отыграл свое и уехал. Кого-то это расслабляло, кого-то наоборот стимулировало. Меня – последнее. Сам себя контролировал. А в «Динамо» хочешь – не хочешь, - подспудно мысль сидела: раз тренеры меня «закрыли», пусть они за меня и отвечают… Сейчас, конечно, все эти ТТД ушли в прошлое. И сам Васильевич, думаю, это понимал уже после своего возвращения из Кувейта. Он ведь тоже учился все время: жизнь идет – все меняется. Где-то быстро, где-то не очень. Но меняется…
Вспоминая матчи предыдущих чемпионатов мира, которые я видел своими глазами, скажу, что на одном из первых мест для меня остается великолепная игра между сборными Франции и ФРГ на чемпионате мира 1982 года. Хочется и на чемпионате мира в ЮАР увидеть что-либо подобное. Такие матчи и творят историю мирового футбола…».
Записал Константин Николаев