Atlas Weekend 2018: могло ли быть лучше?
В Киеве завершился четвертый фестиваль Atlas Weekend и, кажется, это победа
Есть в этом определенная ирония, что фестиваль со словом "уик-энд" в названии длится почти целую неделю. Но с тем рвением к работе и желанием учиться на своих ошибках, которые снова продемонстрировали организаторы киевского гранда Atlas Weekend, нет ничего невозможного. Четвертый "Атлас" снова побил целую кучу собственных рекордов, во многом приятно удивил и намекнул на то, что в следующем году станет еще лучше. Но, обо всем по порядку.
День первый
С чего все начиналось
Пробный Atlas Weekend прошел в 2015 году на арт-заводе "Платформа" и действительно длился всего одни выходные. При этом в лайнапе были заявлены в основном украинские артисты. Собрав порядка 20 тысяч посетителей, организаторы поняли, что затея "выстрелит" и что им определенно тесно в рамках такого формата.
Год спустя фестиваль переехал на куда более просторную ВДНХ, собрал внушительный лайнап из более чем 150 артистов и по их составу стал международным. И это был самый трудный год в истории феста. Тогда сыпалось все, что только могло сыпаться – на входе и фудкорте собирались громадные очереди, расписание сильно сползало, выступления переносились, а то и отменялись, системы оповещения не было никакой, мобильная сеть сдыхала еще на подходах к экспоцентру. Посетители страшно злились на накладки, а жители соседних домов обрывали телефоны тогда еще милиции с жалобами на круглосуточный шум, мешающий спать.
В соцсетях на организаторов Atlas Weekend неслось такое количество критики, что возникали серьезные опасения за дальнейшую судьбу фестиваля. Но не тут-то было.
День второй
Почувствуйте разницу
Проделав гигантскую работу над ошибками, в 2017 году организаторы наконец "выкристаллизовали" оптимальную схему фестиваля. Первый день стал бесплатным для всех желающих, его хедлайнером решено было сделать хайпового украинского артиста (тогда это была Верка Сердючка), а в остальном лайнап составлялся таким образом, чтобы собрать в одном месте максимальное количество любителей самой разной музыки. И это сразу принесло свои плоды – посещаемость ВДНХ в те дни побила полувековой рекорд.
В этом году экспериментировать с форматом организаторы Atlas Weekend уже не стали. Не было никакой нужды. После прошлогоднего прорыва у фестиваля собралось ядро постоянных поклонников, о нем услышали за рубежом (и даже сделали на него серьезную ставку), а обкатанную в прошлом году схему работы пришлось только слегка доработать. Так расчет при помощи чипа в фестивальном браслете заменили классическим безналом, причем в ходу были абсолютно любые карты любых банков, что вот прям очень удобно. Кроме того, существенно расширили территорию, обустроили в разных местах два фудкорта с большим выбором еды и напитков, разбросали по всей площади ВДНХ лаунж-зоны, а также развернули сцены от города в сторону леса, организовали детскую зону, куда ребенка можно было отдать под полный присмотр аниматоров, расширили сотрудничество с другими фестивалями (Koktebel Jazz Festival, ВидеоЖара) и так далее, и тому подобное. Расписание фестиваля, карту и прочую важную информацию плюс тематические рамки для инстаграма можно было загрузить в виде довольно удобного фестивального приложения, которое, кроме прочего, научили присылать уведомления о новостях и извещения о скором начале сета выбранного артиста. Плюс на территории можно было найти и воспользоваться небольшими, но приятными фишечками – от полевого рукомойника с прохладной водой до развешенных в саду в качестве бесплатного угощения сладких яблок. Все это вместе производило очень приятное впечатление – о посетителях заботились даже в мелочах.
Посетители ответили взаимностью – атмосфера на территории фестиваля была очень дружелюбной. Несмотря на то, что недостатка в алкоголе на Atlas Weekend не было, за шесть дней на ВДНХ ни разу не вызывали полицию по поводу дебоша или драки. А это действительно повод для гордости.
День третий
Цифры, рекорды, достижения
Еще до окончания фестиваля гендиректор ВДНХ Евгений Мушкин выразил уверенность, что в этом году Atlas Weekend соберет более полумиллиона зрителей – на это красноречиво намекали подсчеты первых пяти дней. И как в воду глядел. Итоговая цифра составила 527 870 посетителей. Так что цель организаторов войти в десятку самых массовых опен-эйров мира наверняка будет достигнута.
При этом, по данным того же Мушкина, на каждую потраченную в пределах ВДНХ гривну приходилось 4 гривны, оставленных гостями фестиваля в городе в обмен на товары и услуги (проживание, питание, развлечения, такси и так далее). Так что Киев тоже не остался в убытке, хоть и проспонсировал бесплатный вход на Atlas Weekend в первый его день.
Что касается увиденного и услышанного зрителями в эти шесть дней, то и тут все было очень солидно. На десяти локациях (четыре основных сцены и шесть малых) выступило более 250 артистов. Конструкции одной только главной сцены весили 250 тонн. Световых приборов на основных сценах разместили 1200 единиц, а совокупная мощность звуковых составила 700 кВт.
При этом основатель фестиваля Дмитрий Сидоренко подчеркнул, что в этом году было сделано все возможное, чтобы вся эта мощь как можно меньше мешала жителям прилегающего к ВДНХ района. Как результат – киевляне стали гораздо реже обращаться в полицию по поводу шума.
В общем, слова креативного директора Atlas Weekend Влада Фисуна о том, что к фесту все больше относятся как к достопримечательности Киева, прозвучали не на пустом месте. Горожане действительно и сами полюбили масштабный опен-эйр с богатым и разнообразным лайнапом, и с удовольствием принимают приезжих зрителей. А их, в этом году, по примерным данным, было порядка 10 тысяч человек из 70 разных стран. "Дайте еще два года и к нам будет ездить весь мир", – добавил на итоговой пресс-конференции сооснователь фестиваля Дмитрий Тимченко.
День четвертый
Что не получилось
Если бы мы сказали, что на Atlas Weekend в этом году все было просто идеально, это было бы неправдой, потому что идеального не бывает вообще ничего. К примеру, еще на стадии подготовки из-за каких-то организационных разногласий отказались от участия в фестивале российская группа "Звери" и украинская Yeyo. А после не смогли приехать британец Том Оделл и еще одни россияне – рэп-группа "Кровосток". Выступления двух последних решено было перенести на 2019 год. С другой стороны – СБУ и погранслужба в этом году не стали портить праздник запретами на въезд, как случилось годом ранее с группой "Крематорий", рэпером Дельфином и рокером Найком Борзовым.
Не сложилось на сей раз и с новинкой феста – пляжной зоной на территории ВДНХ, которая должна была стать одной из ключевых развлекательных локаций. За несколько дней до фестиваля в Киеве прошел рекордный дождь и бассейн просто затопило. Но и в этой ситуации мы усматриваем немалый плюс – дождь прошел еще до начала Atlas Weekend и не подмочил фестивальщикам настроение, как это было в 2017 и 2016 годах. Кроме того, он заранее прибил пыль, которая клубилась над экспоцентром прошлым летом, и так очистил воздух.
Критиковали в соцсетях и лайнап феста, мол, не такой интересный, как в прошлом году. Действительно на третьем "Атласе" сразу несколько долгожданных артистов впервые выступили в Украине, например, британец Джон Ньюмен и норвежцы Röyksopp. На четвертом же, напротив, играли американка LP и британец Бенджамин Клементин, которым за частоту посещений нашей страны уже можно выписывать гражданство. С другой стороны, Украина их любит и на их концерты ходит массово, так почему бы и нет. К тому же, на фест удалось пригласить легендарных британских рокеров Placebo, которые сейчас выступают крайне редко и для Atlas Weekend сделали исключение. О том, каким триумфом организаторов стала договоренность с Олегом Винником, возглавившим бесплатный день, и напоминать не стоит – цифра в 154 тысячи зрителей скажет обо всем куда красноречивей.
А вот кто подпортил настроение гостям фестиваля безо всяких "но", так это охрана на входе, которая умудрялась проверять всех по-разному (кому только в сумку фонариком посветили, а у кого и капюшоны прощупывали), еще и затягивала при досмотре фестивальные браслеты так сильно, что некоторые зрители жаловались потом на занемевшие пальцы. Делалось это вроде как для того, чтобы браслеты не передавали другим людям, но порой с чрезмерным рвением. И только отдача, с которой играли практически все артисты на Atlas Weekend могла развеять неприятное впечатление от такой не слишком радушной встречи.
День пятый
Чего ждать от Atlas Weekend 2019
Учитывая, что Atlas Weekend растет сумасшедшими темпами (по словам Влада Фисуна, и вовсе беспрецедентными), а территория ВДНХ в этом году была использована организаторами только на треть, расширяться опен-эйру еще есть куда. В планах на будущий год – обустройство специальной крытой ночной сцены. Площадка будет вмещать несколько тысяч человек одновременно и при этом за счет накрытия поглощать часть шума.
Что касается лайнапа, то имена двух участников мы уже знаем. Кто будет хедлайнерами, пока держится в строгом секрете, но Дмитрий Сидоренко уже заверил журналистов, что переговоры с ними находятся на завершающей стадии и, как только все договоренности будут оформлены, начнут появляться анонсы.
А вот с именем того, кто возглавит бесплатный день украинской музыки могут возникнуть сложности. Переплюнуть Олега Винника по уровню хайпа будет очень сложно. Впрочем, компания юных фестивальщиков, которая живо обсуждала этот непростой вопрос, уже подкинула нашим журналистам два варианта – Dzidzio и Павел Зибров. На кого сделают ставку организаторы, мы узнаем в следующем году. А даты Atlas Weekend 2019 уже известны – это будет 8-14 июля. То есть музыкальный уик-энд следующим летом будет длиться полную неделю. В Киеве такое вполне возможно.