Какую игру ведет митрополит Александр Драбинко?
Практически нереально запрыгнуть с дерева на высокую вершину, если параллельно с прыжком пилишь сук, на котором сидишь.
Содержание последних интервью экс-личного секретаря главы УПЦ Московского патриархата указывает на то, что молодой владыка планирует принять самое активное участие в кардинальном переформатировании системы украинского православия.
На сегодняшний день у сторонников обьединения всех православных конфессий вновь забрезжила надежда. Смерть главы УАПЦ митрополита Мефодия поставила вопрос о дальнейшем пути развития этой церкви. На соответствующие дискуссии попыталось повлиять руководство УПЦ Киевского патриархата, которое предложили своим старым партнерам вновь слиться в единой структуре. В итоге, после длительных переговоров, стороны вышли на более или менее четкое понимание своего обьединения. По заявленным планам, оно должно состояться 14 сентября на совместном соборе двух церквей.
Показательно, что данное решение стало во многом заслугой представителей Константинопольского патриархата. Они присутствовали на упомянутых консультациях и где-то увещеванием, где-то нажимом сумели склонить сомневающихся к нужным выводам.
Не менее интересным выглядит и комментарий известного религиоведа, доктора философских наук Александра Сагана, который отметил, что решение проблемы раскола украинского православия будет проходить в трех взаимосвязанных измерениях – обьединение УПЦ КП и УАПЦ, привлечение к указанному процессу тех епископов УПЦ Московского патриархата, которые найдут в себе смелость оторваться от РПЦ, итоговое признание всех этих интеграционных усилий Константинопольским патриархатом.
В этом свете особое значение приобретает недавняя активизация митрополитом Александром Драбинко, которого считают главой «автокефального» крыла в УПЦ МП, своей информационной активности.
Стартом соответствующей кампании следует считать размещение на страничке владыки Александра в Фейсбуке фото двух указов. Первым его уведомляли об увольнении с должности главы Отдела внешних церковных связей УПЦ, вторым – об увольнении с должности настоятеля храма в честь Всях Святых, который находится на территории строящегося в Киеве Кафедрального собора.
Эта тема была подхвачена рядом СМИ, которые попытались довести до широкой аудитории мысль о том, что митрополит Александр подвергся жестким репрессиям со стороны руководства УПЦ за свои «проукраинские» взгляды.
При ближайшем рассмотрении сенсация оказалась пустышкой. Выяснилось, что первый указ просто подводил официальную черту под управленческим решением, принятым еще во время предыдущего Предстоятеля УПЦ – митрополита Владимира.
Что же касается второго документа (о снятии с должности настоятеля храма), то он был продиктован сложившимися реалиями: владыка Александр длительное время уже не опекает этот храм и не проводит там службы.
Как бы там ни было, этот имиджевый ход мог себя оправдать. Ведь он был сделан накануне проведения собора Украинской автокефальной православной церкви, на котором избирался ее новый глава.
По словам источников из числа епископата УАПЦ, митрополит Александр выходил разными путями на их конфессию с предложением рассмотреть его кандидатуру на смену почившему митрополиту Мефодию. Началась даже определенные консультации по этому вопросу, однако вскоре они были свернуты из-за несовпадения позиций сторон по одному важному вопросу. Представители УАПЦ настаивали, чтобы владыка Александр сначала покинул ряды УПЦ Московского патриархата, а уж потом приобретал вожделенный статус главы УАПЦ. Его же подход был несколько иным – он жаждал вначале гарантированного избрания на место Предстоятеля автокефальной церкви и только после готов был идти на разрыв с УПЦ Московского патриархата.
Стоит отдать должное митрополиту Александру. Как показывает дальнейший ход событий, неудача в реализации упомянутого сценария его не сломила и он приступил к разыгрыванию более сложной партии.
Об этом свидетельствуют недавние интервью молодого иерарха, размещенные на сайтах «Главком» и «Newssky». В них заложены очень сильные сигналы, направленные на решение ряда стратегических задач.
Сначала проанализируем «месседжи». Они довольно просты, чтобы все заинтересованные стороны могли без проблем их расшифровать.
Митрополит Александр в очередной раз проводит параллель между собой и главой УПЦ Московского патриархата. И главный акцент этого сравнения даже не в том, что митрополит Онуфрий подается как «реликт» старой эпохи и человек, сформировавшийся в условиях монашеской среды России, а его более молодой коллега – как представитель новой генерации украинского епископата. Важнее то, что подобным ходом митрополит Александр демонстрирует широкой аудитории сопоставимость своей фигуры с таким несомненным авторитетом, как Блаженнейший митрополит Онуфрий. Другими словами – ставит себя и главу Поместной церкви в глазах общественности на один уровень.
В подтверждение данных амбиций подаются размышления владыки Александра о не совсем эффективном управлении УПЦ МП на данном этапе, неготовности руководства данной церкви адекватно реагировать на изменение политических реалий внутри и вне Украины, а также удручающей судьбе УПЦ МП, которая ее ожидает в случае неспособности поддержать превалирующие в обществе идеологические настроения. Данными посылами экс-секретарь почившего митрополита Владимира старается демонстрировать масштабы своей личности и своих интересов, а также талант стратега, способного моделировать и управлять развитием определенных процессов.
Ярким подтверждением указанного тезиса выступает название последней статьи молодого митрополита – «Моя главная идея – объединить украинское православие». Оно не требует дополнительных детальных обьяснений и расшифровок.
Все предельно ясно. А тем, кто все же не понял, можно и подсказать - митрополит Александр посылает внешним силам сигнал, что он готов включиться в процесс слияния православных структур. Причем с расчетом на достижение очень высоких вершин.
Парадокс заключается в том, что основную ставку в этой игре владыка Александр готов сделать на блеф. Лишенный реальных властных и административных возможностей внутри УПЦ МП, а также указанных выше масштабных личностных дарований он пытается нарастить свой «имиджевый вес» за счет грамотно спланированных информационных ходов.
Вычленим среди них основные направления.
Первое – монополизация владыкой Александром имени и авторитета почившего митрополита Владимира, которая должна помочь молодому иерарху выглядеть в глазах других людей продолжателем некой неоконченной миссии своего «духовного наставника».
На эту роль правдами и неправдами выводится идея обьединения УПЦ МП с неканоническими структурами, финалом которого должна стать полная церковная независимость от Москвы.
Второе – необоснованное и потому чрезвычайно настойчивое убеждение всех целевых аудиторий в том, что в УПЦ МП есть более 20 архиереев, которые готовы к разрыву отношений с РПЦ.
Третье - закрепление митрополитом Александром за собой имиджа лидера и единственного выразителя интересов указанной «группы» епископов - потенциальных ренегатов УПЦ МП.
Четвертое – позиционирование молодым иерархом себя в качестве патриота идеи независимой Украинской церкви, независимого Украинского государства, а также надежного союзника власти в ее борьбе с внешними врагами. Не менее важным аспектом в данном разрезе выступает и утверждение митрополита Александра о том, что разделение украинского православия объясняется не каноническими, а политическими и культурными факторами. Иными словами – такой позицией он не только оправдывает целесообразность вмешательства государства в церковные процессы, но и получает возможность обрести большое количество сторонников внутри УПЦ КП и УАПЦ, которых весь православный мир клеймит как раскольников.
И, наконец, пятое – отбеливание владыкой Александром своего имени в контексте ряда скандальных происшествий в прошлом. Приоритетным для него выступает тема, связанная со смертью митрополита Владимира. Как отвечающий за его лечение (хотя это выглядит несколько странным с точки зрения отсутствия у молодого митрополита медицинского образования), а также активно использующий имя Предстоятеля для раскрутки своего имиджа, владыка Александр пытается найти вразумительный ответ на вопрос, почему у почившего Предстоятеля УПЦ обнаружили раковую опухоль только после более, чем полутора лет с момента ее образования. На данный момент он мотивирует это тем, что в рамках дела о похищенных монахинях Покровского монастыря его удерживали вдали от главы УПЦ и он не мог заботиться о его здоровье. Однако данное объяснение выглядит искусственным, поскольку в изоляции владыка Александр пребывал несколько месяцев, а опухоль митрополита Владимира, судя по указанным срокам, сформировалась гораздо раньше содержания под стражей его личного секретаря.
При таких раскладах речь может идти либо о крайне неудовлетворительном исполнении митрополитом Александром своих обязанностей по уходу за главой УПЦ, либо даже о сознательном использовании тяжелого состояния Предстоятеля для управления церковью от его имени. Как известно, рукописи не горят и тщательная проверка медицинских документов может подтвердить или опровергнуть эти предположения.
Однако наше повествование несколько отклонилось от заданного курса. Понимая нацеленность информационных ходов владыки Александра, важно понять на решение какой же стратегической задачи они направлены.
Отталкиваясь от информации, полученной от источников в УАПЦ, можно предположить, что таковой задачей выступает участие и победа митрополита Александра на выборах Предстоятеля созданной на фундаменте УПЦ КП и УАПЦ единой православной церкви. Ведь учитывая огромное недовольство среди духовенства УАПЦ в отношении фигуры патриарха Филарета, а также усталости от его правления со стороны большого числа епископов УПЦ КП, возможен вариант, когда на упомянутых выборах нынешний глава Киевского патриархата столкнется с дежавю и из его рук, как это уже однажды произошло в Москве, уплывает взлелеянный статус.
И приплывет в руки митрополита Александра Драбинко, который благодаря грамотно выстроенной информационной кампании сформировал себе столь правильный в нынешних политических реалиях имидж.
Впрочем, конец затеянной владыкой Александром игры может быть и иным. Практически нереально запрыгнуть с дерева на высокую вершину, если параллельно с прыжком пилишь сук, на котором сидишь. И падение может быть очень болезненным. Ведь внизу этого человека будут ждать не спроецированные инфоповодами фантомы цветов, а зловонное от множества нечистот болото… От которого потом не отмоет ни одно пиар-агентство в мире.
Ирина Добровольская