Украинцы бегут в церковь на праздники и когда «припечет»
ТОП-5 самых распространенных религиозных практик украинцев
Украинцы в записках путешественников прошлого и работах историков давно заработали себе репутацию не просто честного, трудолюбивого, вороватого и неорганизованного, но еще и очень религиозного и богобоязненного народа. Павел Алепский, приехавший в 1649 году с патриархом Ерусалимским Феофаном в Киев, оставил восторженные воспоминания об украинских казаках и крестьянах, как набожном и грамотном народе. Да и в Советском Союзе, что показательно, треть всех храмов Русской православной церкви находилась в Украине, и именно тут «борьба с мракобесием» была наиболее жесткой и непримиримой.
Однако являются ли действительно украинцы такими уж религиозными людьми? Какие религиозные практики они предпочитают? «Багнет» провел опрос среди своих читателей, в котором приняло участие более 1100 человек.
Наибольшая часть наших респондентов, 40 % всех опрошенных, призналась, что посещает храм только на крупнейшие религиозные праздники, или захаживает раз в несколько месяцев. Такая форма религиозной практики не имеет отношения к религии или вере и в науке называется «исторической инерцией», то есть сознательным соблюдением традиции, иногда даже без понимания ее смысла. Недаром ведь не так давно в соседней России в ходе одного соцопроса 80 % людей назвали себя православными, и почти каждый второй из этих 80 % назвал себя... верующим!
Суть такого парадокса «Багнету» прокомментировал священник протоиерей Юрий Мыцык (г. Киев).
«Есть два фактора, которые привели к такому результату. Во-первых, это советское наследие, когда целые поколения были выращены в культуре, но не в Боге. Это омертвило традицию. Во-вторых, это нынешние отношения в обществе, где человек, как потребляющая единица, погруженная в современное хаотичное информационное поле, упивается телевидением, развлечениями, продуктами потребления, и поэтому чувствует себя в этом мире весьма уверенно и без Бога. Пока не случится чего-либо, что выводит его из такого праздного состояния и ставит на место», - полагает священник.
Словно в подтверждение слов о. Юрия, 16 % наших респондентов признались, что обращаются к церкви только в трудных жизненных ситуациях, хотя регулярно храм не посещают. Такая практика имеет двойственную структуру - с одной стороны, человек выявляет невозможность самостоятельно справится с трудной ситуацией, то есть приход в храм заменяет человеку одновременно и друга, и психолога. С другой стороны, очень часто после таких потрясений человек начинает посещать храм регулярно и это перерастает в иную религиозную практику.
Именно ее практикует более 14 % участников нашего опроса. Согласно их признанию, они посещают храм регулярно и исповедуются. Такая практика является участием в религиозной традиции и присоединение к церковному, или религиозному сообществу. На языке Церкви это называется «воцерковлением», то есть присоединением к телу Христовому и вступает в евхаристическое причастие с другими верующими людьми.
Практически столько же респондентов сообщили, что молятся дома и не посещают церковь. Такая практика основывается на протестантских учениях, проповедующих, что человек может сам обращаться к Богу, без посредников. Впрочем, православная традиция индивидуальной молитвы также имеет свои корни - практика также берет начало из восточных мистических традиций, например, из традиций сирийских, египетских и греческих монахов-отшельников, из числа которых вышли многие богословы и святые.
Наконец, 12 % наших читателей признали себя атеистами, то есть не признающими наличия любой иной реальности (потусторонней, божественной), кроме той, в которой существует человек. Впрочем, в последнее время философами и религиоведами атеизм также часто причисляется к религии и признается религиозной практикой. Ведь не раз было сказано о том, что верующие верят в то, что они верят, атеисты же верят в то, что они ни во что не верят.
Напомним, ранее «Багнет» сообщал о том, что в Киеве разные религии пришли к согласию хотя бы на выставке. ВРоссии же в это время в ответ на многочисленные насмешки над погрязшим в скандалах патриархом Кириллом, РПЦ устроила специфическое шоу. Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл умудрился назвать Путина главным героем спасения России.
Сергей Костеж