Пять актуальных проблем угольной промышленности Украины
Среди них - сложности переквалификации шахтеров и тонкие прослойки горизонтов угля
Украинская угольная промышленность никогда славилась тем, что «кормила» углем всю тяжелую промышленность СССР. Сейчас, увы, она находится в определенном кризисе, особенно после падения Советского Союза в 1991 году и закрытием многих шахт.
Постепенно, однако, украинская угольная промышленность поднимается на ноги - у закрытых шахт появляются новые собственники, которые их «реанимируют», добыча угля на уже работающих шахтах увеличивается. Тем более, что запасов угля на одном лишь Донбассе - на 300 лет вперед.
Впрочем, ряд важных, актуальных проблем угольной промышленности остаются весьма актуальными для нашей страны. Об этом корреспондет «Багнета» говорил в ходе онлайн-конференции в ИА «Наш Продукт» с народным депутатом Украины членом Партии Регионов, почетным президентом ПАТ "Шахтоуправление "Покровское"" Леонидом Байсаровым.
1. Тонкий слой угля. Увы, во многих шахтах Донбасса, несмотря на большой общий запас угля, нет широких угленосных горизонтов (более 1,5 -2 метра). В то же время, по словам Байсарова, в Польше, России, Канаде встречаются угленосные горизонты от 7 метров и толще. Увы, в украинских шахтах в основном толщина горизонта составляет 50-60 сантиметров, что делает добычу угля не такой эффективной и понижает его рентабельность.
2. Закрытие шахт, что оставляет безработными многих людей. Увы, в Украине оно происходит не так планомерно и четко, как, например, в Германии (где, по словам Байсарова, остались рабочими всего 7 шахт). В результате, по мнению нардепа, то, что происходит в центральном Донбассе можно назвать «катастрофой». К счастью, такая ситуация происходит не во всех регионах Донецкого бассейна.
3. В государстве, увы, до сих пор нет единой программы переквалификации шахтеров, уволившихся с предприятий. Из-за этого разные предприятия проводят этот процесс (если проводят) на свой лад. При наличии единой программы можно было бы централизованно организовывать рабочие места.
4. Отсутствие мотивации людей переучиваться или уходить на другую работу после увольнения в результате сокращения или закрытия предприятия. По мнению Байсарова, на многих шахтах открыты вакансии и есть недобор специалистов разных мастей - от разнорабочих до управленцев. Увы, многие люди, или в силу возраста, или в силу отсутствия мотивации не идут работать, даже если вакансии открыты, а заработная плата - довольно высока.
5. Копанки - это, по словам Байсарова, не только небезопасны, но и неэффективны. Так, специалист подчеркнул, количество угля, добываемое из копанок, несравнимо с тем количеством угля, которое добывается на шахтах. Не говоря о том, что цикл работы копанок - непостоянный. О проблемах безопасности и говорить нечего. Впрочем, по мнению Байсарова, копанки - возможны, как малые предприятия - но для этого необходимо их официально регистрировать и организовывать все системы безопасности, согласно необходимым требованиям. Но официальная регистрация требует уплаты налогов. А значит, копанки, как можно полагать, как были, так и будут в большинстве своем, к сожалению, нелегальны.
Сергей Костеж