08:25 / 21.07.2010 Политика

Василий Волга: «Чем крупнее кредитный союз, тем больше у него проблем»

Руководитель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины сообщил «Багнету» о текущей динамике на финансовых рынках страны

Складывается такое впечатление, что последствия финансового кризиса в Украине стали очень удобным оправданием для ряда игроков финансового рынка, чтобы уйти от своих обязательств: одни не платят по кредитным договорам, другие – не рассчитываются со своими клиентами – вкладчиками и потребителями услуг. Более того, в мутных финансовых водах для некоторых финансистов наступило благоприятное время бесконтрольной финансовой деятельности. В результате чего, значительные суммы были переведены в тень. Как не странно, но органы государственной власти оказались не готовы к тенденциям рынка и не смогли защитить граждан от деятельности таких мошенников. Вместе с тем, ситуация с приходом новых людей к власти начинает заметно улучшаться. О том, что сегодня происходит на финансовых рынках страны, «Багнету» поведал глава Госфинуслуг Василий Волга.

- Василий Александрович, как сегодня обстоят дела с проблемным кредитным союзом «Первое кредитное общество»?

- Финансовая ситуация в «Первом кредитном обществе» на сегодняшний день является критической. У нас есть подозрения, что средства клиентов этого кредитного союза были использованы не по назначению. Средства людей разными частями выводились из кредитного союза, с целью приобретения разных вещей, в том числе и средств массовой информации. Мы сейчас с этим будем разбираться. Самое главное, чтобы не исчезла первичная документация. Поскольку, только при наличии первичной документации, среди которой, в частности, депозитные договора граждан, можно доказать правоту вкладчиков.

- Сколько на сегодняшний день существует подобных проблемных кредитных союзов в Украине?  

- В общей сложности таких КС в Украине насчитывается около 200. Это те, которым требуется введение временных администраций и разработка плана их финансового оздоровления и наведения порядка. В отдельных случаях мы имеем дело с откровенным криминалом. С другой стороны, существуют кредитные союзы, которые страдают от объективных последствий финансового кризиса. Иногда проблемы возникают из-за халатного отношения и неумелой работы руководителей КС. И в этом случае без помощи государства им не обойтись. Речь идет о необходимости рефинансирования ослабших кредитных союзов и оказании локальной помощи государства, которая бы заключалась в выделении средств для рефинансирования. По нашим оценкам, сумма такой помощи должна составлять около 120 миллионов гривен. Мы собираемся взять эти деньги из средств Национального банка Украины.

- Разработан ли и утвержден ли механизм выделения этих средств?

- На данный момент еще нет. Мы хотим, чтобы это было отдельное решение парламента в виде отдельной статьи в Государственном бюджете на 2011 год. Кроме этого, проводится тесная работа с парламентскими комиссиями, премьер-министром Украины для разработки соответствующей нормативной и законодательной базы.

- Ввиду сложившейся ситуации, каким КС сегодня можно доверять и делать ли это вообще?

- Доверять кредитным союзам на самом деле можно, ведь больше половины из них работает в нормальном режиме. Отдельные участники не только не пострадали от последствий финансового кризиса, но и сумели расширить свои возможности работы. Кредитные союзы, которые выдерживают все параметры и руководствуются законом и требованиями Госфинуслуг, нормально работают, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Да, конечно, есть большие недостатки. Работа кредитных союзов без Фонда гарантирования вкладов – это риски для вкладчиков. И без принятия соответствующего закона, такая сложная ситуация будет продолжаться. Однако, народные депутаты в первом чтении поддержали Закон «О Фонде гарантирования вкладов». Также необходимы четко выписанные механизмы рефинансирования кредитных союзов, у которых есть проблемы. Что касается критериев выбора кредитного союза, то следует вкладывать свои средства в те КС, где без проблем, по первому требованию, выдают вклады. Как показал опыт, чем крупнее кредитный союз, тем больше у него проблем.

- Какие сегодня механизмы существуют для вкладчиков КС, чтобы вернуть свои средства в условиях отсутствия Фонда гарантирования вкладов?

- Если не брать бейсбольную биту, то тогда в судебном порядке (смеется-прим. ред.).

- Как обстоят дела на рынке страховых услуг? Выходит ли он из кризиса?

- На страховом рынке ситуация не самая лучшая. Эту ситуацию нужно улучшать. Для этого ведется системная работа с собственниками страховых компаний. Необходимо докапитализировать страховые компании, несмотря на то, что есть падение по сбору премий, а также необходимо налаживать платежную дисциплину. Собственники страховых компаний пускай повышают качество страховых резервов и выполняют обязательства перед страхователями.

- Рассматривается ли вопрос о рефинансировании страховых компаний за счет государства и какой размер такой финансовой помощи может выделиться? 

- Нет, такая помощь не предусмотрена, а зачем? Страховые компании сегодня неплохо зарабатывают. Если есть сложности с зарабатыванием денег, тогда надо уходить с рынка.

- У кого сегодня больше всего проблем: у больших, средних или маленьких страховых компаний?

- У крупных компаний есть проблемы. Однако, ситуация у них не такая тяжелая, как нам изначально показалось.

 

- Какой сегодня объем задолженности страховых компаний перед клиентами? Растет она или уменьшается?

- Объемы задолженности сокращаются. Сначала объем составлял около 1 миллиарда гривен, потом этот показатель сократился до 800 миллионов гривен. После чего объем задолженности сократился еще на 120 миллионов гривен. Примечательно, что эта задолженность сократилась за достаточно короткий промежуток времени. Целью Госфинуслуг является довести уровень задолженности до уровня спорной задолженности, которая составляет около 200 миллионов гривен.

- Скольким страховым компаниям сегодня угрожает банкротство и каким сегодня СК можно доверять?

- К сожалению, законы нам сегодня запрещают обнародовать рейтинги надежности страховых компаний. Однако, вместе с тем, мы подготовили заключение «Разработка механизма, который позволит создать унифицированный рейтинг надежности страховых компаний». Это наша попытка в действующей законодательной базе все же-таки подобный рейтинг сделать. До тех же пор, пока такого рейтинга нет, в случае, если я буду что-то называть или не называть, я буду обвинен в нарушении закона и норм антимонопольного законодательства.

- А если по общим критериям оценивать страховую компанию, то каким игрокам сегодня можно доверять?

- Я скажу вам так, что практически всем компаниям с иностранным капиталом мы можем доверять. Потому что «материнские» компании очень дорожат своей честью и, во избежание проблем, они докапитализируются вовремя. Из 450 страховых компаний Украины, совершенно безболезненно можно работать с одной сотней.

- Как обстоят дела с формированием «черных списков» клиентов страховых компаний, с целью минимизации злоупотреблений со стороны клиентов СК?

- Мы до конца доработаем этот механизм в течение ближайшего времени. Проделанная в этом направлении работа показала, что технически это сделать очень сложно, а только силами Госфинуслуг может быть, и невозможно.

- Что делать рядовым потребителям, в случае задержек выплат по страховым случаям со стороны страховых компаний?

- Если такие факты имеются, необходимо обращаться в Госфинуслуг и суд. У нас этот механизм отработан. Первое, что мы делаем, это определяем, с чем имеем дело: жулики это или не жулики. После, проводим соответствующую проверку и, если страховая компания реально без причин задерживает выплаты, мы делаем предписание, приостановку лицензии, остановку лицензии и исключение компании из реестра.

- С чем связано возобновление проверок Госфинуслуг, которые осуществляются по отношению к ломбардам?

- Мы подошли к проверкам с четко определенной задачей – узнать о специфике рынка с учетом того, что в Украине на сегодняшний день не существует четкой законодательной процедуры оценки и критериев оценки имущества граждан. Во-вторых, в парламенте готовится новая редакция Закона Украины «О ломбардах и ломбардной деятельности», который был поддержан депутатами в первом чтении на последней сессии Верховного совета. Этот закон очень существенно меняет работу ломбардов. В частности, меняется понятие «заклад» на «заставу». Это маленькая деталь. Но она превращает ломбард в банк. Если раньше, учитывалось то, что можно принести и оставить в ломбарде в качестве залога драгоценную бижутерию или технику, то законом предлагается оставлять в залог уже и недвижимость, земельные участки, а также другое имущество заемщика. Кроме того, ломбардам будет разрешено привлекать средства от граждан. В результате из ломбарда получается «мини-банчок». Поэтому-то мы и приняли решение проверить ломбарды, чтобы узнать, в каком же они сегодня находятся состоянии и, каким образом, они будут переходить к новым правилам игры на рынке. И в состоянии ли они это делать?

- Какие еще законодательные инициативы Госфинуслуг разрабатывает совместно с другими органами государственной власти?

- Что касается страхового рынка, это разработка новой редакции Закона Украины «О страховании». Данный проект решения прошел общественное обсуждение. На очередном заседании Комиссии он был вынесен для ознакомления и обсуждения со всеми поправками, и мы планируем его подать на рассмотрение парламента через соответствующее внесение депутатами-коалициантами. Предлагаемым проектом существенно улучшаются механизмы и правила рынка страховых услуг. Что касается кредитных операций, необходимо сказать о создании Концепции кредитных операций, которая сейчас подается в парламент. После того, как она будет проголосована, далее будет проводиться работа по изменению к уже действующим законам, согласно нормам Концепции. Что касается лизинговых компаний, то в этом направлении уже были достигнуты позитивные результаты. Так, был принят современный Закон «О лизинге». Этому закону еще нет и двух месяцев, однако он уже действует и приносит свои позитивные плоды. Что касается негосударственного пенсионного обеспечения и деятельности негосударственных пенсионных фондов, мы были активными участниками обсуждения Концепции новой пенсионной реформы. Госфинуслуг свои предложения и замечания высказал, и сейчас разрабатываются соответствующие нормы. Теперь дело только за политической волей.

- Как Госфинуслуг удалось работать в существующей нормативно-правовой плоскости и, каких результатов уже удалось достичь?

- Ввиду того, что мы начали работать недавно, в частности, то, что нам удалось «добить» - это ситуацию по Фонду финансирования строительства, а также по аварийным комиссарам в соответствующих изменениях в законах. Что касается остального, мы пришли на «чистое поле» и начали писать все заново. Вся работа проводится согласно соответствующей процедуре: сначала готовятся изменения в нормативно-правовую базу, потом они выносятся на общественное обсуждение, после чего идет согласование со всеми министерствами и ведомствами и так далее.

- Можно ли говорить, что прежнее руководство Госфинуслуг несвоевременно отреагировало на последствия финансового кризиса, в результате чего тысячи граждан пострадали от действий финансовых компаний?

- В этом есть и объективные причины, что прежние руководители регулятора не отреагировали оперативно. Однако мне кажется, что они себе просто создали комфортные условия. Мол, законодательная база не позволяет решать накопившиеся проблемы и поэтому мы не будет ничего решать. И когда стали валится кредитные союзы, когда стали лопаться страховые компании, надо было оперативно действовать, несмотря на то, какие у тебя на тот момент были полномочия. В нашей стране среди граждан, мало кого волнует, сколько у тебя полномочий. Тебя поставили работать и ты должен решить задачу. Разболтанность и, зачастую преступность, со стороны некоторых участников рынка существует именно потому, что существовала такая импотентная позиция Комиссии. И это все происходило под благовидным предлогом о так называемой либерализации.

- Как обстоят дела с группами совместного инвестирования? Работают ли они сегодня в правовом поле, и стоит ли доверять таким структурам?

- Группы совместного инвестирования (или по-другому их еще называют «покупки в группах») сегодня динамично развиваются, однако администрирование этих групп и механизмов их деятельности проходит в правовом вакууме. Сейчас мы приближаемся к тому, что будем определять их деятельность как финансовую услугу и выставлять очень жесткие условия. Будем приближать все параметры деятельности таких структур к страховой компании. У групп должно быть достаточно средств, чтобы они могли рассчитаться с теми, кто захотел в такую группу вложить деньги. Что касается настоящего, то самым распространенным преступлением сегодня является не финансовое или общеправовое нарушение, а когда при подписании договора о сотрудничестве, клиенты таких групп подписывают непонятно что. Например, если они захотят покинуть такую группу, то оказывается, что не им должны вернуть средства, а сами клиенты становятся должны группе. Есть, например крупные группы, такие как «Автоплан» или «Автотак», которые работают четко и дисциплинировано, а есть множество так называемых групп, которые просто являются жуликами. Это надо признавать финансовой услугой, регистрировать в Министерстве юстиции Украины, создавать жесткие условия работы и наблюдать за ними.

- Существуют ли подобные институты в других странах мира и в каком правовом поле они там работают?

- Кое-где это признано, как недобросовестная предпринимательская деятельность, как, например, в Польше. Однако, в отдельных странах, например в Аргентине, они работают. Тем не менее, богатые страны от этого отказались.

 

- Будете ли Вы лично участвовать в местных выборах и, к какому политическому движению будет тяготеть Ваша политическая сила?

- На данный момент я являюсь почетным Председателем партии Союз Левых Сил, которая является участником Блока левых и левоцентристских сил. В выборах в местные органы власти мы будем обязательно принимать участие. Где и как, сейчас мы с этим вопросом еще определяемся.

- Чем все-таки Ваша политическая сила отличается от Ваших идеологических союзников – коммунистов и социалистов?

- Наша политическая сила будет уделять особое внимание тем регионам, в которых наибольшее количество пострадавших от кредитных коопераций. Объясню почему: модель погашения безнадежных задолженностей государством, которую мы предлагаем, одобрена премьер-министром и теперь надо, чтобы ее одобрил Кабинет министров, а также парламент. Эта модель предполагает распределение 1,5 миллиардов гривен для граждан, которые пострадали от недобросовестных финансистов, и чтобы эти деньги распределялись и выделялись под контролем у местных органов власти. Если я взялся за это дело, я его буду стараться довести до конца, чтобы эти деньги нигде по дороге в регионы «не потерялись».

- Какая Ваша оценка изменений к Закону «О местных выборах», принятых недавно парламентом?

- Положение на «левом фланге» является очень непростым. Запрет участия избирательных блоков на местных выборах создает дополнительные сложности. Мы с таким трудом создали Блок с Петром Симоненко. Однако, к сожалению, в органы местной власти мы будем идти порознь. Что касается появления на выборах «мажоритарки», это в целом, неплохо. Люди наши должны видеть, кого они выбирают. Из года в год люди голосуют за либералов, которые создали для себя эти невероятные благосостояния. Они не построили заводов или фабрик, а присвоили через приватизацию то, что ими не создавалось. Но граждане Украины все равно готовы за них голосовать. Мы считаем, что ситуация изменится и левые к власти все равно придут, как они пришли к власти во всей Европе. В Украине и это тоже произойдет.

Разговаривал Дмитрий Дубенский