Размер канонического достоинства
Митрополит ПЦУ Александр Драбинко на днях выложил в Фейсбук видеозапись богослужения из Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря УПЦ в Донецкой области, на котором провозглашается анафема патриарху Филарету.
Это планомерно и давно продолжающийся обмен любезностями между перешедшим из Московского патриархата в ПЦУ митрополитом и перешедшим в ПЦУ, но вернувшимся снова в УПЦ КП патриархом. Конфликт, который вынесен в публичную плоскость, унижает новосозданную Православной Церковь Украины
Митрополит Александр неоднократно критиковал патриарха Филарета за его желаниие сохранить Киевский патриархат. По словам Драбинко, такая позиция ведет к двоевластию в ПЦУ. Но кто он такой, чтобы обвинять Филарета, который боролся за независимость последние два десятка лет?
Наибольшее несогласие митрополита вызывает то, что почетный патриарх ПЦУ считает себя первоиерархом Церкви в сане «Патриарха Киевского и всея Руси-Украины». Еще одно обвинение в адрес патриарха Филарета апеллирует к его вроде бы покаянному письму в адрес Московского патриархата с просьбой принять его назад. Тщеславие и промосковскость – не самые лицеприятные эпитеты, которыми наделяют друг друга иерархи ПЦУ. Конечно, нам, верующим неприятно наблюдать выходящую за рамки этики грызню духовных лиц. И кто тут на самом деле законспирированный агент Москвы?
В одном из недавних своих комментариев на Фейсбук митрополит ПЦУ Александр (Драбинко) заявил, что обладает «безупречным каноническим достоинством», без которого бы у ПЦУ ничего не получилось. Это не первый его пассаж о том, что только он сам и еще, пожалуй, митрополит Симеон (Шостацкий) были рукоположены в соответствии со всеми канонами, и только благодаря этому произошло признание ПЦУ – в отличие от священников УАПЦ и УПЦ КП, которых следовало бы перерукоположить так как их хиротонии совершены были отлученными от Церкви мирянами, и поэтому ничтожны. Два митрополита пошли намного дальше, заявив, что вывели УПЦ КП и всю ПЦУ из «гетто непризнания».
Напомним, это именно тот Драбинко, который всю свою жизнь служил Московскому патриархату, и во времена служения он жестко критиковал своих коллег, называя их раскольниками, даже посвятил целую диссертацию «расколу». И до сих пор он придерживается этой откровенно московской позиции. Митрополит Симеон откровенно заявлял, что именно благодаря их присутствию в ПЦУ произошло ее признание в мире. Поэтому проукраинскость их очень сомнительна, скорей честолюбие и конъюнктура движут их действиями. Тем более, что Александр Драбинко не скрывал своих желаний возглавить ПЦУ, поэтому считать его сторонником Епифания можно с большой натяжкой.
К слову, глава бывшей УАПЦ митрополит Макарий (Мелетич) вместе со своим духовенством, в адрес которых со стороны Москвы доносится больше всего обвинений в «безблагодатности», и так находится в несколько обиженном положении. Ему со стороны Петра Порошенко была обещана возможность проводить богослужения в Андреевской церкви Киева, которая ранее уже передавалась УАПЦ президентом Ющенко, но из-за затяжного ремонта так и не смогла в полную мощь послужить как главный храм этой конфессии. Более того, в 2018 году ориентированное на Порошенко парламентское большинство в сомнительный с точки зрения законности способ передало храм в постоянное пользование Константинопольскому патриархату. Вот она благодарность за независимость. УАПЦ бесследно растворилась в ПЦУ, не получив обещанного. И когда Драбинко называет Филарета миной замедленного действия, можно с ним отчасти согласиться, с оговоркой, что он далеко не единственный снаряд.
Все эти разногласия далеки от того, за чем идут в православные храмы наши граждане, чего ждут от Церкви. Далеки эти дискуссии и от намерения президента Зеленского сделать государство равноудаленным от церкви, а все церкви – равными в правах перед законом. Так зачем митрополит Александр раскачивает лодку?