Игривая троица на службе Президента?
Третьяков, Загорий и Ложкин через нелегальные схемы «УНЛ» могут финансировать избирательную кампанию Порошенко
Евгений Петрашко
Нелегальный игровой бизнес в Украине стал притчей во языцех. К полуподпольным залам игровых автоматов в каждом спальном районе все привыкли и бездействие полиции в их отношении никого не удивляет. Но есть еще один нюанс существования этих заведений, на который мало кто обращает внимание: «черный нал», который генерируют эти точки может быть направлен на теневое финансирование избирательной кампании. И вполне вероятно, бенефициаром может стать действующий глава государства.
Сеть, приносящая миллиарды
Нелегальный игровой бизнес в Украине действует под видом сети по распространению лотерей. Вместо раскладок с лотерейными билетами в салонах стоят компьютеры, заменяющие одноруких бандитов из 90-х.
По оценкам журналистов Экономической правды, которые общались с реальными владельцами и администраторами таких салонов, в Киеве средняя такая точка приносит около 1,8-2 млн грн. в месяц нигде не учтенного дохода. При этом первоначальные инвестиции в такой салон – около 600 тыс. грн.
Чуть скромнее оценки давали несколько лет назад и опрошенные изданием Страна участники этого «рынка» из регионов: по их подсчетам, цифра оборотов колеблется в пределах 600 тыс. грн. в месяц.
Около трети – половины дохода идет на выплаты выигрышей, остальное – распределяется между оператором (владелец лицензии на лотерею, например, «Украинская национальная лотерея») и собственно владельцем салона, который работает по своеобразной «франшизе».
Из этой суммы необходимо оплатить «крышу» силовикам, которые не будут замечать нелегальный салон (некоторые правоохранители входят в долю и получают процент от оборота, как правило, это салоны, которые работают вообще без лицензии), а также представителям патриотических организаций, чтобы они не «кошмарили» бизнес. Коммунальные платежи, аренда и зарплата – по умолчанию. Кроме того, часть денег нужно тратить на громкие пиар-акции и показательную благотворительность.
По расчетам Министерства финансов, размер рынка нелегального игорного бизнеса в Украине – от $1 млрд. в год. Похожие цифры дают и подсчеты на основании расследований ЭП и Страны. Если принять во внимание экспертные оценки количества нелегальных залов на уровне 15 000 по всей стране, и умножить на 300 тыс. грн. ежемесячной (3,6 млн. грн. ежегодной) прибыли, получится 54 млрд. грн. или $2 млрд.
Кто держит «общак»?
Крупнейший оператор, которому, по оценкам участников и экспертов рынка, принадлежит около 80% таких точек – это «Украинская национальная лотерея». Ее связывают с тремя влиятельными украинскими политиками – Александром Третьяковым, Глебом Загорием и Борисом Ложкиным.
Справка: кто эти люди?
Александр Третьяков – депутат-мажоритарщик по столичному округу №219, глава Комитета ВР по вопросам инвалидов и ветеранов. Давний соратник Президента Петра Порошенко. После Революции достоинства полностью «поджал» под себя Святошинскую райгосадминистрацию в Киеве через своего помощника – главу этой администрации Владимира Каретко. Известен громкими скандалами с госзакупками, а также владеет незадекларированным имуществом в Израиле.
Глеб Загорий – совладелец фармацевтической фирмы «Дарница», депутат-списочник от «Блока Петра Порошенко». Состояние его и его отца оценивается в более чем $80 млн. СМИ публиковали информацию, согласно которой Загорий купил место в списке БПП за $10 млн. Кроме того, в «пленках Онищенко» шла речь о причастности Загория к схемам по незаконной добыче янтаря.
Борис Ложкин является бывшим главой Администрации Петра Порошенко, а также главой Инвестиционного совета. Однако обещанные $5 млрд. инвестиций он в страну так и не привлек, зато создал вместе с экс-министром инфраструктуры Андреем Пивоварским инвесткомпанию Самаан Капитал, которая активно вкладывает деньги в Германии, в связи с чем Ложкин попал в крупный оффшорный скандал. Также запятнан сделкой с Сергеем Курченко, которому на непрозрачных условиях продал свой медиахолдинг UMH. Сейчас по этому делу ведется следствие.
Как они связаны между собой?
Загорий вместе с нардепом Андреем Билецким («Азов», «Национальный корпус») являлся партнером Третьякова по предвыборному проекту «Мы – киевляне» (укр. «Ми – кияни»), в рамках которого готовилось внесение кандидатуры Билецкого на пост мэра Киева, а также планировалось провести в Киевсовет ряд лояльных к Третьякову и Загорию депутатов.
Именно «Нацкорпус» Билецкого регулярно устраивает погромы конкурентам «УНЛ» - салонам «МСЛ».
Загорий и Третьяков неоднократно «светились» вместе на различных мероприятиях, в частности, на одном из судебных заседаний по делу главы ГФС Романа Насирова. Кроме того, Загорий является одним из немногочисленных членов «инвалидного» комитета Третьякова в парламенте. По мнению наблюдателей, его интерес – включать лекарства «Дарницы» в различные программы помощи инвалидам.
Ложкин, Третьяков, а также Генпрокурор Юрий Луценко однажды были замечены журналистами поздно ночью в одном из баров столицы за обсуждением «деловых вопросов». Третьякова, Ложкина и Луценко также обслуживает одна пиар-компания – Центр политического консалтинга.
Загорий, к слову, также является если не партнером, то как минимум близким знакомым Луценко: когда вспыхнул скандал о якобы нелегально купленных бухгалтером семьи Луценко квартирах, Загорий «благородно» выкупил их, легализировав и имущество, и доходы женщины.
Как они связаны с «УНЛ»?
Третьяков, Загорий и Ложкин очень долго открещивались от причастности к «УНЛ». Первым неформальным подтверждением интереса Третякова к компании стало его прибытие на силовой конфликт между акционерами компании в офисе в спальном районе столицы. Тогда Третьякова зафиксировали камеры и его интерес стало скрывать сложнее. Позже под давлением журналистов ему и вовсе пришлось признать, что у него есть опцион на покупку доли в «УНЛ», которым он намерен воспользоваться сразу после сложения депутатских полномочий.
Что касается Загория и Ложкина, долгое время их причастность к теме вообще оставалась на уровне догадок.
До начала 2018 года формально «УНЛ» владел тренер по велосипедному спорту из Тернопольской области Роман Зеньо, а также кипрский оффшор Efamiando Holdings Limited. Он же впоследствии всплывет в структуре собственности телеканала «Прямой», который эксперты открыто связывают напрямую с Администрацией Президента.
Однако тот факт подставного лица был настолько очевиден, что его заменили более «похожим на реальность» «инвестором». Теперь, согласно Единому реестру предприятий, конечным бенефициаром «УНЛ» является житель Гонгконга, подданный Великобритании Майкл Джон Фогго.
Издание «Олигарх», впрочем, быстро выяснило, что г-н Фогго не только не опровергает, но и почти прямо подтверждает участие в «УНЛ» Бориса Ложкина. Дело в том, что Фогго также является и учредителем ООО «Сага Комуникейшнз Юкрейн», где гендиректором числится некто Сергей Афанасьевич Самойленко. Он также руководит еще одной компанией – ООО «Передовые спутниковые технологии». Ее конечный бенефициар – подданный Ее Величества Аян Хейзел. А уж он, в свою очередь, является конечным бенефициаром ООО «Медцентр «Добробут-Поликлиника». Как известно, вместе со владельцем «Добробута» Олегом Калашниковым, Ложкин официально владеет сетью магазинов «Люксоптика». Несмотря на столь длинную цепочку, вряд ли можно отрицать прямую связь экс-главы Администрации Президента и крупнейшего оператора теневых игровых залов, генерирующих до $2 млрд. неучтенного кэша в год.
Куда уходят деньги?
Ни для кого не секрет, что лотереи, игровые автоматы, а также системы ставок на спорт – идеальная почва для отмывания средств. Нацполиция и СБУ неоднократно возбуждали уголовные производства на эту тему, особенно часто – против онлайн площадок, которые в большинстве случаев способствуют введению незаконно полученных средств на счета в Россию. СМИ прямо указывали на то, что российские платежные системы, которые могут быть подконтрольны ФСБ, используют в том числе и сайты из группы «УНЛ».
Однако наличие влияния конкретных людей на этот рынок гораздо более опасно для страны. Главная причина в том, что все они связаны напрямую с действующим главой государства, а деньги, полученные «втемную», могут быть напрямую потрачены на избирательную кампанию Петра Порошенко.
Издание Наші гроші уже провело предварительные расчеты таких расходов. Журналисты исходили из минимальных оценок объемов рынка - $1 млрд. в год и экспертной информации о том, что половину этих доходов забирает себе оператор (80% из них, напомним, это «УНЛ»). Таким образом, оценочный доход за год «УНЛ» составляет $400 млн.
«Эти деньги абсолютно черные, поскольку государство не внедряет полноценную электронную систему контроля за ставками. То есть речь идет о совершенно теневой и неподконтрольной государству наличности, которую можно в сумках или чемоданах достаточно быстро доставлять в любую точку страны. Это идеальный источник финансирования для избирательных штабов, которые уже в следующем году дважды будут окучивать избирателей на президентских и парламентских выборах», - считает автор материала. Он также приводит оценки беглого нардепа Александра Онищенко, о стоимости голоса за Сергея Березенко на мажоритарном округе в Чернигове в 2015 году – средняя цена составила 400 грн.
«Выше перечисленных 10 млрд грн. «УНЛ» хватит на 25 млн голосов. В 2014 году за Петра Порошенко проголосовало 9,8 млн избирателей. То есть «УНЛ» генерит денежный поток, достаточный, чтобы за Порошенко проголосовали и мертвые, и живые. А установление полной монополии позволит владельцам «УНЛ» потратить еще больше миллиардов на их цели. И Петр Алексеевич наверное войдет в историю как президент, при котором улицы украинских городов заполонили бандитские игровые притоны под неприкосновенным мандатом Блока Петра Порошенко», - резюмирует автор.
Распределение ролей
Впрочем, вряд ли можно рассчитывать, что Третьяков, Загорий и Ложкин отдадут в «общак» кампании Порошенко все до копейки. Будем реалистами – не менее 50% средств (а это $200 млн в год) должно задержаться в их карманах. И будет по всей видимости, направлено на другие «интересные» задачи, за выполнение которых нельзя заплатить кредитной карточкой – подкуп судей, контрабанда, наркотики, оружие, нелегальная скупка янтаря, оплата заказных убийств. И конечно же – местные избирательные кампании для тех участников схемы, которые собираются продолжать свой путь в парламенте.
В частности, по некоторым данным, именно на деньги, отмытые с незаконных «лотерей» проводит «мягкий» подкуп бабушек на 219-м избирательном округе в столице Александр Третьяков. Именно за эти деньги якобы было оплачено Глебом Загорием покушение на гендиректора фармкомпании «Здоровье» Александра Доровского. Именно эти деньги, поговаривают, выводит через специально созданные инвестиционные фонды (которые якобы должны собирать деньги для инвестирования в Украину, но на самом деле этого не делают) Борис Ложкин.
На сегодняшний день правоохранительные органы проявляют лишь робкий и выборочный интерес к незаконной деятельности Ложкина, Третьякова и Загория – по понятным причинам. Во-первых, они являются близкими друзьями президента Порошенко, во-вторых, водят не менее близкие отношения с полицией. Тем не менее, объемы черного нала и ущерба для госбюджета в виде недоплаченных налогов достигают такого масштаба, что такое дело должно автоматически переходить в подследственность Национального антикоррупционного бюро. Которому, в целом, глубоко неинтересны ни связи на Банковой, ни влияние МВД.
Именно на НАБУ сегодня возлагают свои надежды эксперты и участники рынка, поскольку показательный громкий процесс над этими аль капоне украинского разлива Борисом Ложкиным, Александром Третьяковым и Глебом Загорием, вполне возможно, заложит основу для нового типа ведения бизнеса в этой стране, легализации лотерейного рынка и перечислению в бюджет миллиардов гривень. Которые, в свою очередь, могут быть направлены в систему здравоохранения, на поддержку спорта и культуры.
Именно вероятность появления такого дела в обозримом будущем должна сдерживать потенциальных контрагентов этой «игривой троицы» от сотрудничества с ними, поскольку очевидно, что в ходе расследования за соучастие в наглом разграблении страны будут привлечены к ответственности все без исключения партнеры этих аферистов.