Оппозиция в Украине разошлась в своих декларациях
О чем на самом деле договорились вожди протеста
В соглашении об объединенных усилиях ни слова о социальных стандартах и улучшении жизни людей, зато есть предпосылки для раскола.
КСД взмолился о рейтингах
Украинские «протестанты» объединились: подписание соглашения было обставлено в лучших традициях украинских массовых акций. Участники даже помолились, а затем объявили о долгожданном чуде - единении. Явить таковое решились почти все партии Комитета сопротивления диктатуре плюс «УДАР» Виталия Кличко. В массах некоторые прослезились.
Что свидетельствует: лидеры рассчитали правильно – отчасти отбелить дискредитировавшую себя оппозицию способно только то, чего в принципе не может быть, - консолидация. «Комитет сопротивления диктатуре» часто критиковали за «двух украинцев – трех гетьманов», а тут доказательство от противного. Этот акт способен не только поднять рейтинги тех партий, которые с трудом преодолевают 5% барьер, но и мобилизовать сторонников «оранжа», которые еще верили в апельсиновое счастье. По крайней мере, так думают вожди. Стало быть, оппозиция, в буквальном смысле, молилась о рейтингах, хотя говорила об интересах народа.
Впрочем, этим, как и заявлениями о единстве, ей заниматься не впервой.
Опыт прошлых лет: альянсы «под мандаты» – крепче, а против кого-то – ярче
Украинская оппозиция любит объединяться, причем обязательно подписывая серьезную «бумагу». Соглашение ли это, Пакт или Универсал – не важно. Важно, чтобы были озвучена «защита Украины», заклеймен «преступный режим» – и обязательно наличествовали подписи. В общем, за все хорошее – против всего плохого. Тяга к фиксации благородных устремлений на бумаге стала понятна в феврале 2005 года, когда именно благодаря подписи Виктора Ющенко под секретным соглашением с Юлией Тимошенко последняя получила пост премьер-министра (ранее обещанный Петру Порошенко).
Самые заметные альянсы протестных сил – это мегаблоки под выборы. Они же самые успешные. В частности, Блок «Наша Украина» и Народный союз «Наша Украина». Первый был создан перед парламентскими выборами 2002 года и, после нескольких трансформаций, в 2007 году превратился в блок «Наша Украина - Народная самооборона». Блок «Наша Украина» воплотил мечту всех подобных альянсов, - привел своего лидера на вершины власти в стране. Но в первые же месяцы президентства Виктора Ющенко его команду потряс «кресельный» скандал между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко, после чего столь долго сдерживаемое эго лидеров политпартий вырвалось наружу, превратив конгломерат обломки, похоронившие под собой создание на базе блока – единой партии.
Альянсы против конкретных людей не так успешны. Духовным предшественником нынешнего «Комитета сопротивления диктатуре» было движение «Украина без Кучмы!», вдохновляемое, как и теперь, Юлией Тимошенко. Максимум, чего добились лидеры «…без Кучмы» – это захватили нижние этажи президентской Администрации и похулиганили там, не испугав даже чуткого Владимира Литвина (руководившего тогда АП).
Так что любой союз, если партии не растворяются в основной политсиле или не подчиняется жесткой дисциплине Центра, быстро распадается. Крайним сроком жизни оппозиционного альянса является момент достижение своих целей, а не целей избирателей. Если оглянуться, ни один оппозиционный союз не выполнил большинства своих предвыборных обещаний, зато, полностью или частично, сумел реализовать устремления лидеров.
Сейчас тот же НУ-НС, сохранившийся разве что в названии фракции в Верховной Раде, являет собой группы по интересам. Аналогичный вид и у Блока Юлии Тимошенко.
Тайны нового соглашения об объединении: договорились договариваться
И вот 22 января 2012 года – очередная попытка объединиться. Однако лидеры, вышибая слезу из народа, о многом умолчали. Например, о том, что «объединенная оппозиция» существует только на бумаге, потому что ни центрального органа, ни общей программы (кроме свержения режима) не имеет. Далее – «наружу» вышел громкий тезис о едином списке в мажоритарных округах. Пожалуй, он и был озвучен только потому, что больше ничего конкретного Соглашение не содержит. В частности, каким образом, кроме «согласования кандидатур», в том числе и в избирательные комиссии, собирается объединенная оппозиция формировать общий список «мажоров», так и не проясняется.
То есть, громко заявляя о крупном политическом прорыве, участники Соглашения на самом деле всего-навсего договорились договариваться. И если кто-то из подписавших документ решит поступить по-своему – его право. Более того, поскольку партии обязуются не критиковать друг друга, соблазн усиливается. Все это сразу же ставит новорожденный конгломерат на грань распада, а перспективу создания большинства в новой Раде превращает в фантом.
Соглашению противопоставили манифест
Такая демонстрация единства моментально вызвала скепсис в среде самой же оппозиции. 22 января Николай Катеринчук с «Европейской партией» подписал синхронный договор о совместных действиях с УСДП Натальи Королевской и «Гражданской позицией» Анатолия Гриценко. В их версии, это был Манифест гражданской солидарности, который содержит, в частности, призыв к прозрачному формированию предвыборных оппозиционных списков.
Два параллельных документа на одну тему – это уже предраскол. Правда, стороны призвали друг друга объединиться. Но «Гражданская позиция» не намерена возвращаться в КСД, а присоединение к соглашению Виталия Кличко, без вливания «УДАРа» в КСД вообще выглядит натяжкой. Столь же экзотично сотрудничество невнятных в идеологическом смысле «Фронта змин» и «УДАРа» с подчеркнуто правыми силами, а их всех вместе – с праворадикальным ВГО «Свобода».
Оппозиция красиво упаковала внутренние конфликты
Поэтому 22 января уже просматривались первые линии напряжения в объединенной оппозиции. Во-первых, это механизм формирования единого списка. Любопытно, что Виталий Кличко, едва присоединившись, сразу заявил об оговорке – праймериз для «единых кандидатов» в мажоритарные округа. Этот вопрос способен серьезно рассорить партнеров по протесту, как ранее разбил левый альянс под эгидой СПУ (демарш Королевской-Катеринчука-Гриценко – первый сигнал). Во-вторых, в Соглашении ни слова не сказано о центральном руководящем или координирующем органе. По умолчанию, вождями объединенной оппозиции будут, скорее всего, те, кто особо «засветился» на митинге 22 января. Это Александр Турчинов, Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок. Из них как минимум двое вряд ли смирятся с ограничением своих полномочий, даже ради широкого альянса, что неизбежно приведет к появлению двух внутренних фракций – умеренной и радикальной. Опять же, авторитет этих неофициальных лидеров будет оспариваться, если какие-то партии останутся недовольны результатами праймериз. При том, что эти результаты нетрудно предугадать, недовольные появятся обязательно. Об этом свидетельствуют последствия громкой декларации об объединении трех «оранжевых» политсил («Наша Украина», БЮТ и «Народная самооборона»), которая прозвучала 31 марта 2006 года на митинге с требованием распустить Верховную Раду. Юлия Тимошенко, которая и созвала митинг, тогда сказала, что вопрос общего списка обсуждается. Этот вопрос так и остался без ответа, а партии участвовали в выборах автономно. В итоге, КСД-2012 придет к выводу, что пусть всех на свои места расставят избиратели. То есть, это предполагает и отдельные списки по мажоритарным округам. Учитывая, что для тех партий в КСД, которые не преодолевают барьер (и по партийным спискам им не на что надеяться), мажоритарный округ – это единственная возможность прорваться в парламент, интересно будет посмотреть, как они упустят этот шанс. Стало быть, их удел – массовка.
В-третьих, четкая связка с Юлией Тимошенко. Ее рассматривают как «усилитель рейтингов», но по реакции на инициативы экс-премьера (в том числе, и на формирование единого списка от оппозиции из моральных авторитетов и призыв идти на выборы единой командой) можно сделать вывод, что отныне она – фетиш и знамя, но не реальный руководитель. Несмотря на тщательно демонстрируемое почитание экс-премьера, ее сторонники уловят нюанс. К тому же, такая стратегия отсекает обширный пласт тех, кто симпатизирует оппозиции, но не приемлет Юлию Тимошенко. И вместо «журавля» партнеры рискуют упустить и «синицу». К весне многие это осознают.
Возможно, вожди уже почувствовали тревогу, даже не попрощавшись с людьми, пришедшими их поддержать. Расселись в дорогие авто и укатили. Символично, не так ли?
Напомним, на митинге в Киеве оппозиционеры приняли Акт объединения.
Как ранее сообщал «Багнет», Монтян обвинила оппозицию в кризисе идей.
Лилия Фоменко