Кто может возглавить украинскую культуру
До конца текущей недели в ОП хотят сформировать список из трех кандидатов на пост министра культуры и информационной политики. Об этом со ссылкой на заместителя главы офиса Юрия Костюка пишет ЛБ. Собственно фамилии кандидатур на пост Костюк изданию не назвал, однако рассказал, что в ОП проводят консультации с "большим кругом" представителей культурной среды и просят, чтобы каждый порекомендовал кандидатов в министры.
Впрочем, это вызывает вопросы к нынешнему Офису Президента. Напомним, в соответствии со статьей 114 Конституции Украины, члены Кабмина, кроме премьер-министра, министров обороны и иностранных дел назначаются на должность Верховной Радой по представлению премьера.
В новом правительстве Дениса Шмыгаля созданы два отдельных министерства – Министерство культуры и информационной политики и Министерство молодежи и спорта. 10 марта правительство назначило Светлану Фоменко временной исполняющей обязанности министра культуры и информационной политики.
Так кого же сватают в министры культуры Украины?
По информации ЛБ, в списке есть следующие фамилии:
Юлия Синькевич (генпродюссер Одесского кинофестиваля);
В прошлом году Юлия Синькевич была главной кандидатурой на пост главы Госкино – она единственная дошла до последнего этапа конкурсного отбора, и тогда казалось, что ее назначение – решенный вопрос. Впрочем, на собеседовании в Национальном агентстве госслужбы (НАГС) ее неожиданно "завернули".
В киносообществе Синькевич называли самым сильным участником отбора и "укомплектованным лидером": благодаря Одесскому кинофестивалю она хорошо известна как в Украине, так и за рубежом. Скандал с "Госкино" разгорелся не на шутку: украинские режиссеры, продюсеры, актеры, дистрибьюторы и другие представители киноиндустрии проводили акции протеста и обращались к премьер-министру с открытым письмом в поддержку Синькевич. Однако власть на это не среагировала.
Наконец, на председателя Госкино назначили человека с куда меньшими компетенциями – Марину Кудерчук, весь опыт работы с кино которой сводился к руководству киноконцертным залом имени Довженко в Запорожье. Кстати, именно во времена ее руководства администрация этого кинотеатра не согласилась на показ художественного фильма "Червоный" в День Независимости.
Владимир Шейко (гендиректор Украинского института);
Украинский институт — государственное учреждение Украины, которое представляет украинскую культуру в мире и формирует позитивный имидж Украины за рубежом, находится в ведении МИДа. Его глава Владимир Шейко за 2 года руководства скандалами себя не запятнал. Зато, при его руководстве Украина получила достаточно мощную культурную кампанию в Европе – украинские аудиогиды в музее Бельведер в Вене, ретроспектива фильмов Киры Муратовой в Париже, "Украинская неделя" в Гданьске, была проведена ночь украинской электронной музыки в Вене.
До руководства институтом Владимир почти 10 лет работал в Британском совете в Украине, в частности, был директором художественных программ.
Иван Козленко (гендиректор Центра Довженко, который 28 мая написал заявление об увольнении из центра);
Помимо руководства центром Довженко Козленко запомнился как основатель Фестиваля немого кино и современной музыки "Немые ночи" (Одесса). "Немые ночи" – ныне крупнейший в Восточной Европе фестиваль немого кино, цель которого – популяризация украинского киноавангарда и мирового классического киноискусства, введение их в современный научный и культурный оборот посредством современного музыкального перепрочитання.
Лилия Млинарич (основательница фестиваля Jazz Коктебель);
Jazz Коктебель ‒ фестиваль-переселенец из Крыма. Его основательница Лилия Млинарич, как и предыдущие кандидатуры – не сканадльная личность. Она уверена, что министерству культуры Украины стоит исполнять охранную функцию сохранения культурного наследия и писать законы, которые бы позволили музеям зарабатывать и развиваться.
К тому же, высказывается о том, что политика и музыка сейчас неразделимы. "Мы старались соблюдать информационное перемирие, если можно так сказать, не касаться музыкантов. Но если музыкант едет в Крым не так, как у нас подписано ‒ через Киев и через админграницу ‒ окей, он так решил, и мы его позвать не можем", – говорила она в интервью "Радио Свобода".
Павел Гудимов (владелец "Я Галерея", куратор художественных проектов, экс-гитарист "Океана Эльзы");
В последние годы Гудимов ведет не слишком публичный образ жизни. Его собственная группа "Гудимов" после 2013-го снизила активность также. Зато в 2005-м группа побила мировой рекорд по рекордно короткой съемке видеоклипа – в прямом эфире ролик "Короткий разговор" создавали в течение трех с лишним часов.
Слава Жила (театральный режиссер, с 2017-го – художественный руководитель театра "Актер");
Слава Жила недавно фигурировал в скандале по поводу насилия в театре. Актриса Оксана Черкашина выложила в сеть скриншоты с предложением участия в новом проекте, раскритиковав его за оскорбительный тон.
Жила извинился и заявил, что скриншоты вырваны из контекста. Сейчас в театральной среде продолжаются дискуссии относительно насилия на сцене и за кулисами.
Светлана Долеско (одна из владельцев ООО "Докас", который занимается строительством, гендиректор и основатель "Центра украинской культуры и искусств");
Долеско основала "Центр украинской культуры и искусств" в 2005 году с целью возрождения древних украинских обычаев и обрядов, а также восстановления и сохранения техники и культуры вышивания, ткачества, росписи и других видов декоративно-прикладного искусства.
Центр организует выставочно-художественные проекты, сотрудничает с образовательными учреждениями, культурными центрами, украинской диаспорой, общественными организациями многих стран мира, проводит презентации, пресс-конференции, творческие вечера, концерты, кинопоказы, семинары, конкурсы, фестивали и мастер-классы.
Кроме увлечения украинскими культурой и искусством, Светлана Долеско защищает и украинский язык. Вот, например, одна из ее цитат:
"Какой же у вас красивый язык", – эту фразу слышу почти каждый день, и каждый раз она меня удивляет. У меня красивый не только язык, но и уши, руки и все остальные части речи.
Светлана Фоменко (временная и.о. министра культуры).
Фоменко работает в министерстве культуры довольно давно. С 2013 года она была начальницей Управления международного сотрудничества Министерства культуры Украины. С августа по декабрь 2014-го – заместителем Министра культуры Украины по вопросам европейской интеграции. С 2015 была помощницей-консультантом нардепа, заместителя председателя Комитета ВР по вопросам культуры и духовности, Виктора Еленского.
А с апреля 2016 года занимала должность заместителя Министра культуры Украины, с должности которой ее и назначили и.о. министра культуры.
Что касается скандалов, то в 2015 году пресс-служба НАПК сообщила, что обнаружила признаки уголовного правонарушения в декларации Фоменко. В частности речь шла о том, что в исправленной декларации за 2015 год она указала недостоверные сведения о полученном супругом доходе. Кроме того, не задекларировала автомобиль, машиноместо и не указала сведения о корпоративных правах мужа и полученном им доходе от предоставления имущества в аренду.
Тем временем, по информации "Детектора медиа" от источника в парламенте, среди кандидатов на должность министра культуры и информационной политики называют народных депутатов Максима Ткаченко, Александра Ткаченко и государственного секретаря бывшего Министерства культуры Украины и председателя комиссии по проведению ликвидации этого министерства Ростислава Карандеева.
По словам источника, есть такие желающие возглавить министерство, которых не поддерживают во фракции "Слуга народа", а те, кого просят стать министром, сами не очень хотят занять эту должность, и именно поэтому поиски кандидата на должность министра так затягиваются.
При этом данные кандидатуры имеют к культуре следующее отношение.
Максим Ткаченко в августе 2014 года стал одним из совладельцев ООО "КВАРТАЛ-КОНЦЕРТ" — дочерней компании Студии "Квартал 95". Он владеет четвертью уставного фонда компании и является ее управляющим партнером. С 2016 года он также концертный директор певицы Тины Кароль, а с 2018 года — продюсер группы "БеZOбмежень". Впрочем, в своей политической карьере он запомнился сканадалом: будучи в статусе советника секретаря СНБО, он назвал руководство террористов, так называемых "ЛНР" и "ДНР" профессиональными, порядочными и честными людьми, которые достойны возглавить местную власть.
Александр Ткаченко известен нам в первую очередь как бывший гендиректор группы каналов "1+1 Media". В период правления Виктора Януковича, по результатам ежегодного исследования Института массовой информации и Независимого медиа-профсоюза попал в десятку самых крупных врагов украинской прессы в 2012-2013 годах. А 4 ноября 2019 года вышло расследование BIHUS.info, в котором было указано, что сразу после выхода сюжета программы "Деньги" про незаконную застройку на Трухановом острове, в соцсетях телеменеджера начали появляться фотографии оттуда.
Правда, 31 мая Ткаченко заявил о намерении баллотироваться в мэры Киева.
Неужели найти министра так сложно?
Президент Украины Владимир Зеленский во время своего последнего большого диалога с журналистами 20 мая заявил, что в стране – кадровый голод.
"Я не могу найти сейчас хорошего министра культуры.. Мы вместе с премьером ищем, мы обращались к нашему культурному сообществу, обращались ко многим людям, говорили: дайте. Нам очень сложно найти министра образования, энергетики...", – сказал Зеленский, отвечая на вопрос "УП".
Но как эту ситуацию видит само культурное сообщество в Украине? Об этом в эфире "Радио Культура" рассказали генеральный директор Директората внутренней и гуманитарной политики Вероника Селега, украинский поэт, прозаик, общественный деятель Сергей Жадан, и экс-заместитель министра культуры, директор "Мыстецького арсенала" Олеся Островская.
Так, Сергей Жадан подтвердил, что к нему поступило коллективное письмо, где действительно было предложение по поводу кандидатур на позицию министра культуры. Впрочем, он никого не посоветовал. "Я слежу за деятельностью власти и за деятельностью Министерства культуры, которое возглавлял Евгений Нищук. За Министерством, которое возглавлял Бородянский, я тоже следил. Я не занимаюсь голословной критикой. Когда в прошлом году назначили нового министра культуры, он тоже ко мне неоднократно обращался. Мне было интересно увидеть его видение, понимать, что они хотят. Тем более, Бородянский анонсировал, что у него готовится программа и стратегия, что это будет что-то новое, революционное и прорывное. В результате, Бородянского нет, стратегии нет, ничего нет. И теперь я думаю о том, на что они рассчитывали, когда обращались, как они все еще видели. Что они пригласят людей, они согласятся, включатся в работу и через пару месяцев это все просто исчезнет? Соответственно, нет к этой власти доверия, нет понимания того, что они хотят. И как в таких условиях можно работать?", ─ говорит Сергей Жадан.
По его словам, работа на украинскую культуру продолжается независимо от Владимира Зеленского и его "кадрового голода".
"У нас нет "кадрового голода". Мы делаем свою работу. То, что они не могут ничего предложить, то, что у них нет четкого видения и понимания, то, что у них нет стратегии - это в большой степени их проблемы. Потому что нельзя просто подписывать людей неизвестно на что. Здесь даже не идет речь о какой-то репутации, а о том, что мы работаем в своей сфере, мы знаем и понимаем ее, и тут к тебе обращаются абсолютно некомпетентные люди без видения, без стратегии, без конкретных предложений. И потом оказывается, что с ними никто не хочет работать. И их это почему-то удивляет", ─ отметил Жадан.
Вероника Селега рассказала, что в процессе консультаций с культурным сообществом оказалось, что найти кандидатуру на должность министра, которая бы устраивала всех представителей этой сферы, практически невозможно.
"Было одно письмо с стремлением проконсультироваться в сфере культуры. И туда попали абсолютно все современные представители культурной среды. Наверное, это был переломный момент, когда аудитория разделилась. Для одной группы людей ─ это одни кандидаты на пост министра культуры, для другой ─ совсем другие. И на этом этапе, который длится до сих пор, и произошел момент паузы. Потому что речь идет не о "кадровом голоде", а о том, что выбрать кандидатуру, которая могла бы объединить или быть приемлемой для всей сферы, почти невозможно", ─ отметила она.
"Культурная сфера, действительно, будет развиваться, независимо от государственных процессов. Конечно, есть вопросы бюджета, государственных институтов, но культура развивается с теми людьми, которые обычно не зависят от тех процессов, которые есть в государстве", ─ добавила Селега.
В свою очередь экс-заместитель министра культуры Олеся Островская отметила, что министерство культуры не является министерством для культурного сообщества, зато является структурой, которая вырабатывает политику, которая касается всего общества в той части, где речь идет о культуре.
"Это не специальная организация для творческих людей. Это институция для всего общества. Кроме того, одно дело, когда ты руководишь проектом. Совсем другое, когда ты занимаешься управлением, поскольку это гораздо более неопределенная вещь. Она многослойная и неограниченная во времени, хотя и имеет каденцию. К тому же, работая в правительстве, ты должен думать очень системно, то есть речь идет об осмыслении правил игры для всего общества. И надо понимать эти правила для широкого круга вещей, которые часто тебя не интересуют. Но чтобы была широта мышления, нужен опыт. Министр-это политическая позиция. Не обязательно быть специалистом в сфере культуры", ─ прокомментировала Островская.