1,5 млн. грн. «уплыли» из бюджета… на Лубянку?!
Государственное предприятие «Укрэлекон», учрежденное и контролируемое ГНАУ приобрело здание в селе Лубянка. Может быть, это личная схема Анатолия Брезвина по «отмывке» денег, полученных незаконным путем?
При этом, согласно официальной статистики только украинское производство алкогольный и табачной продукции (без учета импорта- Авт.) возросло более чем на 2%, что должно было повлечь и адекватное увеличение госзаказа на акцизную марку. А он – снизился на 14%! Бюджет недополучает сотни миллионов гривен, а Брезвин, как предположили авторы статьи, метит на роль «марочного короля», контролирующего с личной выгодой теневые и контрабандные потоки водки и табака.
Госпредприятие, как «средство борьбы»
С прошлой осени ряд СМИ неоднократно писали о том, что в «акцизных войнах» орудием Брезвина & Co стало злосчастно известное ГП «Укрэлекон» - госпредприятие, учрежденное Минфином, ГНАУ и Минэкономики. С помощью данной структуры чиновники, возможно, намерены произвести передел рынка изготовления государственных документов повышенной степени защиты, таких как та же акцизная марка. Именно «Укрэлекону» в ведомстве Брезвина отводилась «руководящая роль» в создании «новых» правил по производству и контролю применения акцизных марок с голографическими защитными элементами (ГЗЭ).
Пресса много раз писала о финансовых махинациях, скандалах с арендой площадей, которыми «прославился» «Укрэлекон». В ходе деятельности, данная государственная компания оказалась замешанной в сомнительной сделке с оборудованием для производства ГЗЭ. По мнению ряда экспертов, есть основания полагать, что через «Укрэлекон» была предпринята попытка легализовать контрабандно завезенное дорогостоящее оборудование. ГП «Укрэлекон» получило оборудование в лизинг (по завышенной, кстати, стоимости, о чем неоднократно писала газета «Бизнес» – Авт.) от НПП «Гаммаграфик». А «Гаммаграфик», в свою очередь ранее купил это оборудование у ООО «Промышленно- инвестиционная группа «Аура».
Руслан Янгаличев является соучредителем «НПП «Гаммаграфик». И он же является… директором научно- технического центра ГП «Укрэлекон». Директор государственной компании Руслан Янгаличев платит «казенной монетой» за оборудование, взятое в лизинг, себе же – как предпринимателю. Более того, как следует из письма № 7559/Цш от 03.05.07г. министра МВД Василия Цушко, ООО «Промышленно- инвестиционная группа «Аура» с которого и начался весь сыр- бор, имеет все признаки фиктивной компании. По данному факту еще 28.02.07г., как значится в письме министра МВД, «…возбуждено уголовное дело №70-0359 по признакам состава преступления, предусмотренного ст.15 ч.5 ст. 191 КК Украины, относительно лиц, причастных к незаконному созданию и деятельности фиктивных предприятий…».
В здании детского спортклуба «Олимпиец» ютились «производственные мощности «Укрэлекона». Последовал скандал с открытием уголовного дела по факту незаконной аренды и «Укрэлекон», вроде бы, съехал.
«Блуждающий» «Укрэлекон»
В первый летний месяц, стало известно о новых «изобретениях» «Укрэлекона». Теперь это государственное предприятие купило, как утверждают знающие люди, за более чем 1,5 млн. грн. недостроенное административное здание в селе Лубянка Киевской области. Даже в выборе места приобретения объектов недвижимости, кукловоды «Укрэлекона» не смогли изменить привычке, действовать в жанре криминально- детективного романа. «Где ваш офис? На Лубянке!» Не правда ли, звучит интригующее. Впрочем, вся суть не в названии населенного пункта. Когда люди, имеющие солидный опыт работы в правоохранительных органах узнали об этой сделке, они тут же высказали предположение: «Может быть, приобретение недвижимости через «Укрэлекон», это личная схема Анатолия Брезвина и первого заместителя министра финансов Вадима Копылова (замеченного в неравнодушном отношении к делам данного госпредприятия – Авт.) по «отмывке» денег, полученных незаконным путем?». Впрочем, обо всем по порядку.
Изначально «Укрэлекон» разместил собственные производственные мощности в… детском спортклубе «Олимпиец». Очевидно, именно в раздевалках детского клуба на площади в 165 м2 и планировало ГНАУ наладить выпуск акцизных марок миллионными тиражами? Те, кто побывал в «Укрэлеконе» в тот период говорили, что там негде десяти офисным столам разместиться, не то что смонтировать сложную технологическую производственную цепочку по выпуску ГЗЭ. Это давало повод говорить, что «производственный грохот» устроенный в «Укрэлеконе» государственными мужами из ГНАУ, всего лишь ширма для контрабандного ввоза ГЗЭ из-за рубежа. Якобы, возможная схема могла быть такой. В «Укрэлеконе» «для галочки» устанавливают станки для производства ГЗЭ, а все требуемые тиражи ввозят из-за границы, выдавая импортную продукцию теневых цеховиков Китая или Турции, за акцизные марки и ГЗЭ, выпущенные «вітчизняним товаровиробником». Такая постановка дела приносила бы авторам схемы требуемые результаты: контролируя тиражи введенных в оборот акцизных марок (в которых никто, кроме них разобраться не сможет) они получали бы возможность манипулирования потоками нелегального алкоголя и табака, вручную управляя акцизными отчислениями ликероводочной и табачной индустрии. А это уже сотни миллиардов гривен.
Но с запуском «марочных мощностей» в спортклубе ничего не вышло. В письме прокуратуры г. Киева №07/2-1111-07 от 08.05.07г. сообщается, что по результатам проверки законности заключения договора аренды помещений между ГО «Спортклуб «Олимпиец» (арендодатель – Авт.) и ГП «Укрэлекон» (арендатор - Авт.) возбуждено уголовное дело №52-1914. Само собой, что «Укрэлекон» вышвырнули из детского учреждения.
По слухам, с тех пор покровители «Укрэлекона» – Брезвин и Копылов – озаботились поиском новой «производственной площадки». Временно «Укрэлекон» нашел приют в помещениях, где расположено предприятие «Квазар- Микро». Но, очевидно, это не совсем устраивало команду мытарей и «производственников». Возможно, им нужно было после всех публичных скандалов «убрать объект» как можно подальше, выведя его из поля зрения общественности и столичных контролирующих органов. И взоры заинтересованных лиц обратились к селу Лубянка.
В этом населенном пункте, где некогда размещался колхоз-миллионер было много заброшенных зданий. Здесь и полуразрушенное тракторное депо, и с десяток опустевших коровников, и недостроенные административные здания, и помещения опустевшего сельского универмага. Словом, с точки зрения «ученных мужей» «Укрэлекона», заброшенные коровники и тракторные гаражи, затерявшейся в степи Лубянки, таят в себе неимоверный потенциал для обустройства украинской Силиконовой долины.
Прошло время и у всех этих «руин» появился новый хозяин – фирма «Отстрой». Компания произвела реконструкцию ряда зданий и стала предлагать эти площади киевским компаниям, стремящимся «вынести» производственные мощности за пределы городской черты. По свидетельству директора фирмы «Отстрой» Алексея Медведева, очень скоро претендентом на покупку одного из зданий стало государственное предприятие «Укрэлекон». По словам Медведева в 20-ых числах июня «Укрэлекон» купил недостроенное административное здание. Еще ранее журналисты имели беседу с одним из бизнесменов, приценивавшимся к этому объекту. С его слов, здание имело общую площадь 811 м.2, плюс 170 м.2 полуподвальных помещений и предлагалось на продажу по цене в 300 долларов США за 1 м.2. Таким образом, если «Отстрой» не снизил цену, то можно легко подсчитать, что «Укрэлекон» истратил на покупку приблизительно 300 тыс. долларов США, или что-то около 1,5 млн. грн. Вот здесь- то и начинается самое интересное.
Теперь «Укрэлекон» арендует площади где-то в помещениях «Квазар- Микро»
«Откуда дровишки?!»
Из официальных источников известно, что «Укрэлекон» (то и дело ютящийся в каких-то «подсобках») не особо блистал производственными показателями. Например, и прокуратура, и МВД в своих письмах по фактам проверок госпредприятия признают, что по информации СБУ «не выявлено нарушений» в деятельности ГП «Укрэлекон» в части внедрения ГЗЭ, поскольку с момента получения лицензии на этот вид деятельности, госпредприятие не производило никаких операций с ГЗЭ. Что же получается? С ГЗЭ ГП «Укрэлекон» не работало (а это, между прочим, и есть его основной производственный профиль), тогда откуда такие большие деньги на покупку недвижимости? К тому же, если даже «Укрэлекон» таки имел прибыль, то по идее говоря, как госструктура, обязан был перечислять эти деньги в бюджет. Стоит вспомнить и то, что «Укрэлекон», по воле своего руководства, обременен еще и лизинговыми платежами за оборудование – работает оно, или нет, а платить-то за станки надо.
Наконец, информация о сомнительной природе формирования финансовых запасов «Укрэлекона» уже неоднократно была озвучена в СМИ. Еще в начале этого года газета «Бизнес» (см. №6 от 05.02.07г., стр. 48-49) разместила статью под названием «Брат на брата». Автором публикации выступил Артур Янгаличев – родной брат Руслана Янгаличева руководителя производственного подразделения «Укрэлекона». Если говорить об «Укрэлеконе», Артур Янгаличев являлся осведомленным человеком не только в силу родственных связей – помимо всего прочего он еще и директор ЭТЦ «Профессионал» - структуры некогда близкой к ГНАУ, поскольку она работала на рынке производства средств контроля для кассовых аппаратов. Так вот, Артур Янгаличев писал в статье буквально следующее.
«…незаконным было само создание госпредприятия “Укрэлекон" на основании совместного приказа Минэкономики, Минфина и ГНАУ от 07.11.02 г. №321/951/531. …ни в Конституции, ни в законах не предусмотрены полномочия ни одного из министерств-основателей по созданию предприятий. Единственный документ, которым могли бы руководствоваться ведомства - Декрет Кабмина от 15.12.92 г. №8-92, согласно которому министерства могут принимать решения о создании предприятий, основанных на общегосударственной собственности. Но, во-первых, общегосударственной собственности, которая находилась бы в общем распоряжении этих трех ведомств, не существует. А во-вторых, передача в управление предприятию общегосударственного имущества обязательно была бы зафиксирована, как в приказе, так и в уставе предприятия, если бы она имела место… Какую деятельность может осуществлять предприятие, созданное на пустом месте и не имеющее ни средств, ни оборудования, ни даже офиса (предприятие зарегистрировано по адресу ГНАУ)? И кому такое предприятие нужно? Вряд ли самим ведомствам. Скорее какому-то конкретному лицу, которое уже решило, как можно заработать, но для этого ему позарез нужна вывеска "ГП"? Кто этим лицом является, вычислить легко: нужно лишь сравнить карьерные взлеты и падения нынешнего первого замминистра финансов Вадима Копылова с развитием «Укрэлекона»… Деятельность НИИ началась с того, что документы на регистрацию модели РРО в Реестре, который вела Госкомиссия (в ее состав входил директор ГП "Укрэлекон" Николай Коваленко), стали попадать к ней… лишь после перечисления средств на счет ГП. Но поскольку этих денег было мало, появился приказ ГНАУ №546 от 21.09.04 г., который без какого-либо конкурса поручил ГП "Укрэлекон" организовать производство средств контроля для РРО. Согласно научно-правовой экспертизе при Институте государства и права им. Корецкого НАНУ от 13.02.06 №126/33 приказ №546 издан вопреки Конституции, антимонопольного законодательства, п.3 ст.19 ХКУ, ст.8 Закона о госналогслужбе, результатам конкурса и заключенным договорам. …цель создания «научного учреждения» ГП "Укрэлекон" и источник его доходов - это рейдерство. Имея в руках власть, заинтересованные лица не стали создавать даже видимость законности своих действий. Но этим рейдерам мало было прибрать к своим рукам чужой бизнес, им еще захотелось создать такие условия, чтобы долго не ждать получения прибыли…
Руслан Янгаличев, как твердит молва, бахвалится тем, что пресса делает ему «бесплатный пиар». Что думают о фактической части «работы» этого государственного кадра в МВД и Прокуратуре? Может, правоохранителям есть смысл почитать «бесплатный пиар для Янгаличева»?
Якобы производимые «Укрэлеконом» средства контроля, на самом деле завозились из России – производитель “ООО “Мастер-принт”, поставщик ООО “Компания Кристалл сервис”, Санкт-Петербург, через ООО «НПП «Гаммаграфик» для ГП «Укрэлекон».
Если все, что написал Артур Янгаличев правда, то возникает целая куча логичных вопросов. Если деньги «Укрэлекон» получает «путем рейдерства», неужели это не видят правоохранительные органы? Если «Укрэлекон» госпредприятие, учрежденное государственными ведомствами, то может ли оно получать денежные транши от своих учредителей? Если да, то такие платежи должны отражаться в бюджетной росписи соответствующих министерств. Следов легального выделения средств «Укрэлекону» в размере 1,5 млн. грн., посредством перечисления денег от министерств- учредителей на покупку недвижимости, обнаружить не удалось. Откуда тогда деньги? Может, это «материальная помощь» от неких физических лиц, или от каких-то коммерческих предприятий? Но тогда вновь возникает вопрос: может ли предприятие считаться государственным (и насколько оно подконтрольно государству), если его деятельность финансируется негосударственными структурами? Ведь известно, что «кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Нужны ли нам государственные предприятия, финансовая деятельность которых вызывает такую массу вопросов?
Это некогда заброшенное здание в селе Лубянка, по слухам куплено госпредприятием «Укрэлекон» примерно за 1,5 млн. грн. Откуда деньги? Кто определил целесообразность такого приобретения за «казенные» деньги?
Впрочем, пока что, очевидно, этими вопросами мучаются только журналисты – по крайней мере, есть сведения, что некоторые уголовные дела, в которых был фигурантом «Укрэлекон», уже закрыты. Между тем, ходят слухи, что Руслан Янгаличев и Николай Коваленко, бахвалятся в кругу сослуживцев, что пресса «делает им неплохую бесплатную рекламу». Хотелось бы взглянуть в глаза чиновников, которые после такой «рекламы» «Укрэлекона» вновь станут оформлять этой непонятной структуре очередные лицензии и разрешения – ведь если они подмахнут разрешительные бумаги, то станут соучастниками темных делишек, так «разрекламированных» СМИ.
Сергей Школьник, Артур Рудько