11:56 / 18.01.2013 Расследования

Ужасы «медицинской реформы» Акимовой – проще сразу в морг…

Новый закон об экстренной медицинской помощи привел к хаосу. Результаты очередной «рехвормы» пожинают медики по всей стране

С 1 января 2013 г. вступил в силу один из наиболее спорных законов, принятых в прошлом году. Это – «Закон об экстренной медицинской помощи», который еще до вступления в силу был расхвален чиновниками как новаторский и революционный. Медики хватались за голову – предупреждали, что для реформы ничего не готово, работники скорой помощи по всей стране лишены нормальных условий для работы, нет медикаментов, крайне мало новых машин, оборудованных хотя бы необходимым минимумом специальной техники.

Все хорошо, прекрасная маркиза!

Как мы уже писали, согласно нормам упомянутого закона, с 1 января «скорая» делится на экстренную и неотложную помощь. Одним из главных преимуществ чиновники назвали мифическую «децентрализацию» финансирования, которое с 1 января полностью передано на областные уровни. Пребывая в конце декабря в Полтаве, первая замглавы АП Ирина Акимова, которую считают одной из предводительниц «медицинской рехвормы» в стране, трогательно рассказала, что из «центра» медики получат посильное «вспоможение». Она, по ее словам, будет заключаться в оснащении машин экстренной и неотложной помощи системами GPS-навигации… Кроме того, чиновница заявила, что немаловажную роль в качестве «срочного» медобслуживания играет качество дорог. Во время недавнего совещания в АП, посвященного вопросам реализации закона, заявила: «В бюджете 2013 года на реконструкцию и развитие местных дорог предусмотрено 2,4 млрд грн. Вопрос к губернаторам, вопрос к регионам: учтено ли в планах реконструкции дорог такое требование, как необходимость покрытия всей территории области дорогами самого быстрого доезда скорой помощи? Я уверена, что во многих регионах этот вопрос не ставится».

Но есть еще один нюанс – помимо качества дорог и такого «необходимого» навигационного оборудования, бригада должна располагать, как минимум, исправным автомобилем с полным горючего баком (к реальной ситуации с этими ресурсами мы вернемся чуть позже).

17 января 2013г., рассказывая об успехах в выполнении  национального плана реформ за прошлый год, первая замглавы АП Ирина Акимова изволила назвать следующие цифры: «Больше всего успехов было достигнуто по направлениях: реформа государственного управления - 65%, реформа государственных финансов - 69%, реформа медицинского обслуживания - 74% и образования - 79% выполнения. Очень медленно реформы продвигались по направлению ЖКХ - 35%, нефтегазового комплекса - 25%». Что ж, 74% - неплохой результат, но реалии никто не отменял… Кроме того, неизвестно, каким именно методом чиновница «наколдовала» подобные результаты. Ведь большинство из тех украинцев, кому довелось столкнуться со страшными реалиями «скорой», никаких улучшений не обнаружили! Впрочем, такой стиль «управления» - распинаться на публику о достижениях, когда люди прекрасно осведомлены, что в реальности дела обстоят намного хуже, Ирина Акимова явно позаимствовала у своего «собрата по разуму», главу Госслужбы по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаила Бродского.

Чтобы увидеть настоящий медицинский треш, стоит отъехать на 20 км от Киева – для чистоты эксперимента, ведь традиционно считается, что в столице лучше все, и медобслуживание в том числе. А потом заглянем в еще один регион – в Запорожскую область.

Ужасы нашего городка

40-летний житель Броваров (райцентр в 20 км от Киева) Юрий, не дойдя 100 метров до подъезда, поскользнулся. Боли поначалу не ощутил – сказался болевой шок. Но когда заметил, что ступня развернута в другую сторону, запаниковал и набрал 103. С этого момента ему пришлось пережить настоящий кошмар – час ожидания медиков, тряску в холодном, неприспособленном для перевозки травмированных, страшном автомобиле, стояние (!) в очереди на рентген. По словам Юрия, когда травматолог рассмотрела его травму, подивилась его стойкости: говорит, с такими переломами люди орут во весь голос и требуют немедля позвать главврача. Особенности экстренной медицины в Броварах показали наши коллеги из ТСН. «Инсульты, инфаркты, аритмии, роды, кровотечения», - перечисляет врач уже экстренной медицинской помощи  случаи, которые достались ей после разделения скорой на «экстренную» и «неотложную». В машинах, которые достались медикам, работающим в первой, нет даже носилок на колесах – это старые, переделанные из грузовых, УАЗы, точного возраста которых не назовет никто. Забрали у «экстренных» броварских медиков даже элементарную мебель, помещение, где они могут отдохнуть, толком не отапливается. Старожилы не помнят такого за последние несколько десятков лет работы…  

«Бюджет 2013 года очень сложный, и закупить в достаточном объеме автомобили будет очень тяжело», - комментирует ТСН руководитель отдела медицинской помощи и медицины катастроф Министерства здравоохранения Михаил Стрельников. По его словам, если бригады медиков не вложатся в задекларированные 10 или 20 минут, то ответственность за это, согласно закону, должен нести главный врач станции, так как не обеспечил надлежащие условия оказания медицинской помощи. Буквально вчера в СМИ появилось сообщение о трагическом случае в злополучных Броварах – умерла, не дождавшись экстренной медицинской помощи, пожилая женщина… Ее дочь безуспешно пыталась вызвать машину, но ей ответили – ее нет и не будет. Предположительно трагедия случилась из-за банального отсутствия бензина. Медики говорят – нередки случаи, когда пациенты сами заправляют медицинские машины. Вот вам и реформа, вот и европейский уровень медицинского обслуживания, преобразования которого, как заявляет г-жа Акимова, выполнено на 75%...

Та же проблема – напряженка с горючим – вынуждает играть в лотерею со смертью и медиков Запорожской области. Как сообщал ранее «Багнет», в поселке Кушугум (Запорожский район Запорожской обл.) по состоянию на осень 2012 г. одна фельдшерская бригада, на одном автомобиле «скорой помощи», отвечала за спасение жизней и медицинское облуживание 18 тысяч человек из трех населенных пунктов. При этом запас топлива, мягко говоря, ограничен.  28 августа 2012 года не стало 57-летней жительницы села Малоекатериновка Любови Косы. «Жене ночью стало плохо. Позвонили в «скорую помощь». Там нам сказали, что бензина нет, мол, везите ее к нам сами»,- рассказывает вдовец Александр Коса. Отметим, бригада «скорой» «дислоцируется» в Кушугумской городской поликлинике и попутно обслуживает жителей соседних Малоекатериновки и Балабино.

Как видим, с лета 2012 г. и сейчас, когда стали очевидны первые результаты «рехвормы» скорой помощи, практически ничего не изменилось…