С подачи Бродского и Акимовой дерегуляция превратилась в рэкет
Индекс инвестиционной привлекательности Украины достиг исторического минимума
Реформы в сфере облегчения ведения бизнеса в Украине явно провалены. Яркое свидетельство тому – вопиющая разница между довольно недавними планами власти и объективной реальностью. В частности, не смотря на провозглашенную цель - повышение позиции Украины в рейтинге Doing Business на 40 пунктов – реально позиции страны упали на десять пунктов за два года.
В конечном итоге, как пишет в своей статье для украинских СМИ старший экономист и член Наблюдательного совета «CASE Україна» (украинское представительство международной сети центров социально-экономических исследований CASE) Владимир Дубровский, на сегодня индекс инвестиционной привлекательности Украины, рассчитанный Европейской бизнес-ассоциацией (ЕБА), достиг исторического минимума, составив всего 2,18 по пятибальной шкале. Это меньше, чем было в самые тяжелые времена экономического кризиса 2008-2009 гг. В то же время, показатель Украины, который оценивает текущий климат, вообще составляет 1,7. Эксперт указывает еще на один факт, свидетельствующий о полном провале провозглашенных реформ: даже рассчитанный приближенной к власти социологической компанией Research & Branding Group по инициативе Государственной налоговой службы Индекс инвестиционной активности в Украине составил всего 4,23 из 10. В принципе, это практически совпадает с оценкой ЕВА, если учесть, что у последней – пятибалльная шкала.
О результатах этого негативного процесса может судить каждый: только на протяжении 2010 г. в малом и среднем бизнесе (а именно их представители наиболее болезненно реагируют на ухудшение предпринимательского климата), прекратили деятельность 30% предприятий, работу потерял почти каждый четвертый работник сектора, а в целом - более полтора миллиона украинцев. А ведь еще в 2009 году малый бизнес был источником доходов для почти 6,5 миллиона граждан - предпринимателей и их работников.
При этом, по мнению представителя «CASE Україна» трудно объяснить падение количества самозанятых украинцев тем, что продолжается кризис и уменьшился спрос, как это делают в госструктурах. Ведь статистика свидетельствует, что розничный товарооборот в стране рос на протяжении почти всего 2010 года. На таком фоне следовало бы ожидать, напротив, увеличение количества самозанятых, ведь люди, которые потеряли работу в связи с кризисом, обычно пытаются найти себе место в малом бизнесе.
На самом деле одна из причин кроется в том, что в Украине привилегии заниматься прибыльным бизнесом раздает власть, а предпринимательство как процесс создания и роста частных предприятий придушено, чтобы обеспечить монопольные сверхдоходы "избранным". Не случайно в рейтингах экономической свободы и делового климата первые места занимают именно развитые страны, где властвует "свободный доступ", они же привлекают львиную долю инвестиций, в том числе иностранных.
Украина, по сути, стала ярко выраженной представительницей «постсоветского уклада» в худшем понимании этого термина, - когда наиболее типичными препятствиями для ведения бизнеса является администрирование налогов, регуляция и коррупция, которые позволяют произвольное применение законодательства. Благодаря этому простой чиновник превращается в могучего начальника, поскольку приобретает возможность карать или миловать.
Как указывает старший экономист «CASE Україна», в Украине сегодня, даже когда речь идет о формально универсальных нормах в сфере бизнеса, они сознательно делаются излишне обременительными и, соответственно, массово нарушаются. Однако это и является главной целью тех, кто их устанавливает и поддерживает. Ведь под угрозой применения не выполняемого никем закона к любому бизнесмену можно прийти с требованием "поделиться" частью доходов, поддержать партию власти, заплатить налоги заранее - в зависимости от того, что именно сейчас актуальнее.
Соответственно, Украина имеет одни из наихудших в цивилизованном мире показатели защищенности прав собственности. В международном рейтинге IPRI страна разделяет с Анголой 128 место из 130 стран по состоянию защиты физической собственности. Позади только Ливия.
От себя напомним: особую роль в создании этой плачевной ситуации, когда провозглашенная дерегуляция превратилась в рэкет предпринимателей со стороны властей, играют отвечающие за данную сферу правительственные чиновники. В частности, о том, что «дерегуляция» в Украине, проводимая с 2010 г главным «дерегулятором» и одним из инициаторов нынешнего Налогового кодекса дипломированным шпалоукладчиком Михаилом Бродским, зашла в глухой тупик, свидетельствует нынешняя инициатива украинской власти по проведению новой налоговой реформы в стране. Напомним, глава правительства ранее неоднократно подвергал жесткой критике деятельность «дерегулятора», называя сложившуюся ситуацию в сфере его ответственности абсолютно неприемлемой.
Вместе с главой госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаилом Бродским лидером антирейтингов чиновников, которые являются главным тормозом реального реформирования государства, остается и заместитель главы администрации президента Украины Ирина Акимова. Постоянные реформаторские провалы Акимовой-Бродского и их полная некомпетентность, бездеятельность отмечались даже на заседании Секретарь СНБО.
Правда, на сегодня так и неизвестно, кто будет отвечать за те чудеса, которые творил Бродский с 2010 г, когда взялся за эту важнейшую для державы сферу. В то же время совершенно ясно, что без «оргвыводов» со стороны власти и наказания виновных трудно ожидать, что ситуация в сфере предпринимательского климата в стране сможет в обозримое время существенно улучшиться.