10 лет террора - как это было
Теракты, произошедшие в США в 2001 году, убили демократию
Эти кадры знают все. И вряд ли люди, сидевшие у телевизора теплым осенним днем 2001 года, могли оценить до конца то, что происходит. Вряд ли оценили тогда случившееся и в Белом доме.
Тщательно спланированная террористическая акция, реализованная боевиками международной террористической организации Аль-Каида, теперь известна едва ли не до мелочей, о ней написаны Гималаи книг, массы научных и не только статей, акция поминутно расписана в википедии, о ней сняты документальные фильмы, проведены расследования, а фильм «Башни-близнецы» о самоотверженных пожарниках и спасателях получил Оскар.
До сих пор удивляет точность, аккуратность, с которой террористы провели операцию. Проникнуть через все системы безопасности на борт самолетов, захватить 4 авиалайнера, и направить три из них с изумительной точностью на объекты поражения (Башни-близнецы ВТЦ и Пентагон).
Самым страшным моментом, было, несомненно, поражение зданий Всемирного торгового центра, несущие конструкции которых из-за мощного удара и возникшего затем пожара разрушились, не выдержали веса верхних этажей, и здания поочередно сложились гармошкой, заживо погребя под собой всех тех, кто там остался. Среди оставшихся были и наши земляки...
Общее количество жертв составило 2996 человек, включая работников Всемирного торгового центра, пассажиров и членов экипажа самолетов, военных и гражданских служащих Пентагона, случайных прохожих, пожарников, медиков, и 19 террористов.
Шок, который испытало американское общество в связи с 11 сентября, может быть сравним лишь с одним событием. Чак Хэйгел, сенатор-республиканец, еще утром 11 сентября, через полчаса после обвала башен, произнес фразу, ставшую исторической: «Для американцев это второй Перл Харбор. И я не думаю, что я преувеличиваю».
Демократия умирает от страха
В 1990-х мы любили американские сериалы - «Друзья», «Баффи», и т.д., изображающие добрую старую Америку - открытую страну возможностей, страну доверчивых до конфуза людей, страну порядка и достатка. Подобные ситуации нынче вызывают грустную улыбку. Правило «не разговаривайте с незнакомцами» стало девизом большинства американцев, которые теперь считаются одними из самых необщительных сообществ мира. После 11 сентября в США по инициативе Джорджа Буша было создано министерство национальной безопасности, которое в буквальном смысле слово следит за каждым американцем - местоположение каждого гражданина США может быть легко определено по новым документам, включающим в себя специальный магнитный код. До терактов 11 сентября такой шаг встретил бы бурю недовольства по всей стране и уничтожил бы рейтинг любого президента, после 11 сентября никто не пикнул.
Один из американцев в одном из ток-шоу год спустя (в октябре 2002 года) на вопрос о том, готов ли он к ограничению свободы вплоть до сценария книжки Оруэла «1984», ответил: «Да, если это будет гарантировать мне и моей семье безопасность». Один из американских конгрессменов, присутствовавших в зале, не выдержал и закричал: «Вы убиваете демократию!». Большего кризиса США как общества, идеи, представить сложно.
Раскол в американском обществе намного более серьезный. Людям следует выбрать - ограничение свободы ради безопасности, или большая открытость к миру в обмен на риск. Беда для американцев в том, что сторонники обоих версий - непримиримы, поскольку опираются на эмоциональные аргументы и моральные ценности.
«Я не знаю, что теперь будет. Мы все станем жестче, яростней, нетерпимей. Мы станем другими по отношению к другим людям... Если мы будем уверены в том, что это люди», - говорил один из выживших, успевших эвакуироваться из северной башни ВТЦ.
И в чем-то они правы. Демократия умирает от страха.
Огромное впечатление производят телефонные звонки из Всемирного торгового центра, которые делали люди, оказавшиеся на верхних от ударов самолетами этажах, и не имеющие возможности спустится вниз.
«Вы же ничем мне не поможете, мне никто ничем не поможет, я ведь умру, не так ли?», - спрашивала Мелисса Дой прежде чем задохнутся в дыму.
Кевин Кроссгоф до конца верил, что пожарные спасут его и двух его друзей, продолжая детально рассказывать оператору 911, не зная, что спасение невозможно, а оператор продолжает оставаться на линии, чтобы поддержать его.
«Я же повторяю - мы на 105-м этаже, в северном углу. Да, тут нас трое, мы почти ничего не видим, почти невозможно дышать. Тут нас трое, офис Остару. Нас трое, тут два разбитых окна. О господи, о...», - в это время южная башня, где находился Кроссгоф начала обваливаться и связь прервалась.
У Украины с терактами в ВТЦ свой счет - среди почти трех тысяч погибших - двое украинцев: 52-летний Юрий Мушинский, и 30-летний Владимир Савинкин.
Четвертая мировая война
Так что не стоит удивляться воинственности американцев, готовых в то время поддержать Джорджа Буша в любых его «крестовых походах против терроризма». Так или иначе, после 2001 года в мире настала новая эра - эра новых войн, и новых объектов войн.
Теперь мы все привыкли жить в неуверенности. Оказалось, что теракты могут касаться не только США. Норд-Ост, метро и Беслан в России, унесшие до тысячи жизней, теракты в лондонском и мадридском метрополитенах... Список весьма неполон, легко открыв интернет, можно найти списки из десятков тысяч терактов, больших и малых, в самых разных уголках мира.
Терроризм стал неотъемлемой частью жизни этого мира - теперь никто не может чувствовать себя в безопасности. Новая, четвертая мировая война, по версиям экспертов, в отличие от первой и второй, и также - холодной, не имеет видимых врагов и видимых союзников. В ней - каждый сам за себя и свою семью. И это - самое страшное.
«В этой войне нет видимых границ, нет видимых врагов, даже государства не противостоят друг другу. Это постмодернистский вариант войны. Тут задействованы совсем другие силы, ресурсы, интересы. Но это полноценная мировая война, поскольку практически все участники международных отношений принимают в ней участие, и направлена эта война на передел сфер интересов в мире», - отмечает политолог Виктор Небоженко.
Украина. Вместо завершения.
О нашей стране принято говорить с легким неуважением и налетом цинизма. Многим людям нравится сравнивать нашу страну с развитыми государствами мира, оценивая ее уровень жизни, уровень экономического развития, политических свобод...
Однако можно порадоваться тому, что новая эра, эра терроризма, к счастью, так и не пришла в Украину. В стране за 20 лет ее существования не случилось ни одного крупного теракта, а попытки мелких, вроде взрыва милицейской машины в отсутствие в ней самих милиционеров, или подрыва памятника Сталину, вызывают улыбку. Единственные серьезные действия - взрывы в Макеевке - не привели, к счастью, к жертвам, и были даже названы экспертами бандитскими разборками...
Кто-то воздает должное осторожности международной политики украинских властей, кто-то - отсталости страны, а кто-то просто радуется, что у нас можно жить спокойно. Теракты в Украине не случились даже во время переломных моментов ее истории - ни в 1991 году, ни оранжевой осенью 2004-го, ни во время парламентского или газового кризисов, ни во время налоговых и студенческих протестов в 2010-м. Наше общество странным образом находит способ обходить насилие - кровь не пролилась ни в одном случае. И это - наше достижение.
Напомним, ранее «Багнет» сообщал о возможных планах терористов «отметить» десятилетие терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Сергей Костеж