Смертная казнь в Украине – кусочек сыра для пролетариата от КПУ
Зачем коммунистам нужна смертная казнь и реальна ли эта инициатива
22 февраля в Верховной Раде Украины был зарегистрирован весьма интересный законопроект под названием «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины (относительно введения смертной казни как вида наказания)». Его авторами являются коммунисты Петр Симоненко, Валерий Бевз и Игорь Алексеев. С этого момента в обществе развернулась целая дискуссия: одни эксперты сразу же заявили о нарушении прав человека, другие об обязательствах перед Европой, третьи инициативу поддержали, ссылаясь на то, что пожизненное заключение в наших тюрьмах – хуже смерти. Впрочем, эти споры не имеют под собой никакой подоплеки. Ведь текста призрачного законопроекта до сих пор никто в глаза не видел: его нет ни на сайте парламента, ни на сайте КПУ.
Коммунисты изначально, похоже, и сами толком не знали, в чем суть инициативы и за что, собственно, будут казнить. Так, член КПУ Екатерина Самойлик в комментарии «Багнету» заявила, что ничего о законопроекте не знает, но думает, «что ничего здесь страшного нет». «Ваша славная Америка не отменила смертную казнь, а мы держим у себя тех, кто десятками убивает людей. Я понимаю, что его сложно будет принять, но законопроект своевременный», - подчеркнула она.
В эфире «Свободы слова» на ICTV один из разработчиков законопроекта Валерий Бевз объяснил: смертная казнь должна быть предохранителем, а не только наказанием. «Уровень общественного хамства, чрезмерного цинизма, агрессии и жестокости с каждым годом в обществе растет… Это говорит о том, что общество должно быть защищенным, и оно должно апеллировать к государству и требовать от государства соответствующей защиты», - заявил коммунист. Он так и не ответил на главный вопрос: за что нельзя помиловать? По мнению нардепа, государству слишком дорого обходится содержание заключенных, больше, чем пенсионеров. 13 тыс. гривен в год – такую сумму озвучил Бевз. Если учесть, что по официальной статистике в Украине сейчас чуть больше 154 тыс. заключенных, то выходит, что их годовой бюджет – более двух миллиардов гривен.
Впрочем, откуда взяты эти цифры – непонятно. «Невозможно реально посчитать, во сколько обходится содержание одного заключенного, - говорит «Багнету» исполнительный директор Украинского Хельсинского Союза Владимир Яворский. – Как бы кто там не считал, это будут лишь приблизительные суммы». По его словам, все приговоренные к пожизненному заключению преступники, дела которых он вел в Европейском суде, были против смертной казни.
Эксперт объясняет: если смертную казнь введут, слишком велик риск того, что человека несправедливо лишат жизни. Украинская пенитенциарная система не признает своих ошибок и почти всегда выносит обвинительный приговор. «По статистике, только в 0,6 % уголовных дел выносится оправдательный приговор. То есть, если вы уже попали в эту систему и против вас открывают уголовное дело, то шансов, что вы выберетесь, практически нет», - говорит Яворский. По его словам, даже вопреки всем статистическим исследованиям должна быть погрешность больше. «Люди даже при более совершенной судебной системе признают ошибки. А украинское правосудие не признает ошибок как таковых», - подчеркивает эксперт.
Поможет ли смертная казнь снизить преступность, вопрос противоречивый. В тех же США, к котором так любят апеллировать коммунисты, и в которых такой вид наказания существует в нескольких штатах, один из самых высоких уровней преступности. Криминологи считают, что украинская преступность особая – кризисного типа. Именно поэтому результаты опроса, в котором украинцы высказываются за введение смертной казни, нельзя считать истинными. Общество слишком обозленное из-за ухудшающихся экономических показателей, чтобы трезво оценивать цену человеческой жизни.
«Украина – антинаучная страна, потому что решения в ней не принимаются на основании научных исследований», - говорит профессор, заведующий отделом проблем криминального права, криминологии и судоустройства Института государства и права им. Корецкого НАНУ Александр Костенко. «Ни в одной стране Европы решение об отмене смертной казни не принималось на основании опроса, - подчеркивает ученый. - Криминологи считают, что никакая смертная казнь не спасет от преступности. Наука не верит в ее всемогущество».
Большинство экспертов в один голос заявляет: Верховная Рада никогда не примет этот законопроект. Не в первый раз коммунисты пытаются его протащить, создавая вокруг себя шумиху. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», - говорит известный правозащитник Татьяна Яблонская. Коммунистическая партия Украины возобновила попытки введения смертной казни исключительно для того, чтобы привлечь электорат перед предстоящими выборами, говорит она. Директор Социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко подтверждаете ее слова. «Это борьба за электорат», - говорит он. А депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко и вовсе заявляет, что стремление коммунистов ввести смертную казнь напоминает фашистскую Германию 30-х годов, когда правящая партия хотела избавиться от некоторых категорий граждан. Фракция ПР в парламенте не поддержит законопроект коммунистов, говорит нардеп, развеивая всевозможные сомнения.
Если бы КПУ всерьез собиралась протолкнуть свою инициативу в парламенте, то, как минимум, подготовила бы несколько сопровождающих законопроектов. Ведь изменить надо не просто статью Уголовного кодекса, а целый пласт различных нормативных актов. «В 1999 году было принято решение Конституционного суда, которым положение о смертной казни определено как неконституционное, а его исполнение – нарушением восьми положений Конституции. В 2006, 2007 годах Украина ратифицировала три договора с Европой, которые запрещают смертную казнь при любых обстоятельствах, даже в военное время», - объясняет Владимир Яворский. Поэтому, говорит он, возобновление сей меры наказания означает прямое нарушение Конституции. А кроме этого, радикальную изоляцию в европейском обществе. Ведь только Белоруссия – единственная страна в Европе, где применяется смертная казнь.
Сам создатель данной инициативы Петр Симоненко громко заявляет, что парламент не примет законопроект, потому что он в первую очередь коснется его членов. Главный коммунист долго рассказывает журналистам о коррупции, о нецелевом использовании средств, о разворовывании украинскими олигархами бюджета страны, о том, как все это нужно искоренять… Но на вопрос, за какие конкретно преступления он хочет лишать жизни, парламентарий отвечает: «В моем законопроекте предусматриваются дополнения к 115 статье (Уголовного кодекса) - за убийство с отягощающими обстоятельствами. Именно эта категория преступления подпадает под то, что можно будет применить смертную казнь». И все. И при чем тут наворованные миллионы, догадайтесь сами.
Есть только один момент, в котором все участник дискуссии сходятся во мнениях: 15 лет тюрьмы за умышленное убийство – маловато. Их иногда хватает, чтобы преступник вышел на волю и понял, что там его никто не ждет, говорит г-жа Яблонская. «Много кто из рецидивистов, с которыми я общалась, и которые мотают не первый срок, не хотят свободы. Эта страна не ждет их больше, в ней нет работы и зачастую друзей. Но даже они, по крайней мере, те, с которыми я говорила, не предпочтут смертную казнь пожизненному заключению», - утверждает юрист.
Отметим, что министр внутренних дел Анатолий Могилев также высказал свое мнение касательно возобновления в Украине смертной казни. «Эта полемика уже давно идет в обществе. В соответствии с европейскими мерками Украина отказалась от смертной казни. Честно говоря, наверное, любой потерпевший в какой-то мере «за», - говорит он. - С моей точки зрения, пожизненное заключение – это не менее жесткое наказание. Вопрос в том, что на заключенного, который содержится пожизненно, государство тратит большие деньги, в том числе и нас – налогоплательщиков. Но с точки зрения гуманизма, смертная казнь неприемлема в демократическом обществе».
Согласно данным Государственной пенитенциарной службы Украины, по состоянию на 1 января 2011 года в местах лишения свободы в 184 учреждениях находилось 154 027 человек. Численность пожизненно заключенных лиц выросла на 90 человек и составляет 1696, из них 17 женщин. Вот этих полторы тысячи украинцев можно поставить лицом к стенке и расстрелять. Извечный вопрос, в котором забыли поставить запятую, коммунисты точно не решат. Не сейчас. А вот о выборах грядущих думать надо…
Оксана Гончар