Виктория Лесничая: С Киево-Печерской Лаврой у нас спокойные, деловые отношения
Директор Национального Киево-Печерского заповедника дала эксклюзивное интервью «Багнету»
Работа музеев и заповедников для Украины - дело важное, ведь мы - страна с очень богатым культурным и историческим наследием. Особенно необходима для нашей страны слаженная, бесперебойная, качественная работа крупнейших национальных заповедников. Ведь в них, кроме музейной, бурно кипит научная жизнь, проходит реставрация древностей, ремонт уникальных исторических памятников. Завесу таинственности над повседневной работой самого большого в Украине Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника приподняла его директор, а в прошлом - заместитель министра культуры, Виктория Лесничая.
- Добрый день! Скажите, пожалуйста, почему Вы взялись за работу на посту директора Заповедника?
- Любовь к музеям. Потому что музеи - это наша ценность, то, что перейдет нашим детям и внукам.
- Сколько сейчас сотрудников работает в Заповеднике?
- Почти 500 человек. Это два штата Минкульта. Это и научные сотрудники, и реставраторы, и хозяйственный отдел. Одних ученых у нас 126 человек.
- Какое количество экспонатов в фондах Заповедника и каово их соотношение с тем количеством, которое выставляется напоказ? Ведь не секрет, что беда наших музеев в том, что 90 % того, что есть, пылится в хранилищах и лишь 10 % выставляется.
- Сейчас у нас порядка 70 000 экспонатов в фондах, и мы занимаемся тем, что постоянно обновляем фонды и проводим выставки. Многие экспонаты должны пройти реставрацию и вряд ли подходят сразу для выставки. У нас для этого работает Реставрационная мастерская произведений искусства. И мы хотим создать на ее базе духовную реставраторскую школу, которая раньше тут и была. Это ведь наша история, и этому надо учиться. Трагедия нынешнего дня в том, что большинство наших реставраторов - люди среднего возраста, а молодежи, которая пришла бы им на смену, к сожалению, практически нет.
- Один реставратор говорил мне, что одной из причин массового отъезда реставраторов из Украины является низкая оплата, и вообще - ставочная система оплаты. Кто отвечает за оплату работы реставраторов?
- У нас есть штатное расписание, коэффициент, который узаконен, который дает Министерство финансов Министерству культуры, а Минкульт дает нам. Зарплата зависит от фонда министерств, а мы исходим из этого фонда. Коэффициент сейчас у нас 3,7. Это хороший коэффициент, потому что наш Заповедник включен в список наследия ЮНЕСКО, а также имеет статус национального. Так что у нас оплата вполне на уровне.
- Сейчас много музеев из-за недостатка помещений обращаются к частным выставкам и арт-центрам. У вас есть опыт такого сотрудничества?
- У нас много помещений. К нам обращаются за выставками. Это, кстати, не является средством дохода для заповедника - у нас выставки проходят бесплатно.
- А опыт успешных выездных выставок можете вспомнить?
- Естественно. Это и выставка «Киево-Печерская лавра – святыня Украины» в Израиле, и выставка золотых сокровищ «ПЛАТАР», которая недавно побывала в США. Там ее посетило более 2 миллионов человек. Скоро она вернется домой и наши граждане также смогут ее увидеть. Там очень много красивых экспонатов.
- А есть идея создать собственный бюджет? Как к такой идее относятся в Минкультуры?
- Я думаю, это нормальная практика. У нас есть план, например, 16 миллионов по экскурсионной деятельности. Заповедник работает в этом направлении, но расходы все равно больше любых доходов от туристов. У нас на территории 144 памятника архитектуры, из них 119 требуют постоянных вложений на реставрацию. А это десятки миллионов гривен.
- Есть ли такие памятники, которые находятся в аварийном состоянии?
- Конечно же, есть... Но только не в аварийном, а, скажем так, в неудовлетворительном, требующем постоянной реставрации. Например, церковь Спаса на Берестове. А ведь все это надо делать, в этом храме, например, основатель Москвы Юрий Долгорукий похоронен. Нам важно продумать такую концепцию, идеологию, скажем так, которая бы приманивала к нам наших соседей. В Лавру традиционно приезжает много россиян. Так что хочется отреставрировать, чтобы показывать им гробницу основателя Москвы, они же будут сюда ехать! Это же дополнительные доходы, это популярность заповедника, его значимость... Но это большие деньги. Более 40 миллионов гривен. У заповедника нет таких денег. Нам нужны очень солидные вложения. И это может сделать лишь государство. А деньги требуются постоянно. Вот колокольню (Шеделя - К.С.) мы сдали после реставрации не в октябре, как было запланировано, а в мае... И то - это только внешняя реставрация, а ведь есть еще и внутренняя! Сколько лет до этого колокольню ремонтировали... а почему так долго? Средств не хватало и работы останавливались. Так оно и тянулось.
- Какие отношения сейчас у Заповедника с монастырем? Ранее были даже проклятия со стороны настоятеля монастыря в адрес научных сотрудников...
- Наши отношения - это деловые отношения на благо Заповедника. И только.
- В чем они выражаются?
- В совместной работе над памятниками. Например - Успенский собор. Ключевой вопрос - внутренняя отделка. На полу - мраморная кладка. У заповедника на такое денег нет, и неоткуда их взять. А вот у монастыря деньги есть, меценатские, и владыке Павлу их достать легче... Поэтому мы проводим совещания с представителями монастыря и учеными и вместе принимаем решения.
- То есть, монастырь не может по своему усмотрению проводить ремонт архитектурных памятников?
- Нет, что Вы, без согласования с нами это невозможно - ведь можно повредить памятник архитектуры по незнанию. В прошлом у монастыря на этой почве были инциденты и столкновения с Заповедником, но сейчас система работает слаженно.
Беседовал Сергей Костеж