Кадровая политика Минобороны: рейдеры и спецы по банкротствам обсели предприятия ВПК
Среди множества дискредитированных чиновничеством здравых идей, которые могли бы положить начало реальной борьбе с коррупций, есть одна, занимающая ключевое место. Речь идет о разрекламированном большинством министерств новом кадровом подходе – назначении руководителей государственных предприятий на основе открытых конкурсов.
Конкурсы, к сожалению, превратились в источник постоянных скандалов, пальму первенства в которых держат, как ни странно, стратегические министерства. Наиболее громкие произошли, скажем, в Минифраструктуры, когда конкурсы на замещение руководящих должностей в «Укрзализныци» и «Укрпочте» превратились в откровенный фарс. Их результаты отменялись, а достоянием гласности становились мутные условия и договорные схемы, в результате которых возглавить предприятия должны были ставленники политиков и олигархов, люди с откровенно коррупционным, а нередко и криминальным шлейфом.
Но то, что такими же кадровыми игрищами балуется уже и Министерство обороны, делает ситуацию просто трагической. В воюющей стране оборонное ведомство начало раскладывать шулерские кадровые пасьянсы… В последние месяцы таких «залетов» в Минобороны случилось два. Первый закончился победой коррупции, второй – в стадии развития.
Лесные братья: стратегический распил
Не так давно Минобороны провело конкурс на замещение должности гендиректора Ивано-Франковского военного леспромкомбината. В конкурсе победил Александр Остапенко, который несколько месяцев исполнял обязанности директора и сумел остановить процесс, который со странной закономерностью домокловым мечом висит на «вкусных» предприятиях Минобороны – банкротство. Именно так – хозяйство, во владении которого находится 54 тысячи гектар ценнейших лесов, находилось в стадии банкротства!
После окончания конкурса ситуация развернулась в сторону, попахивающую идиотизмом. По традиционной процедуре Министерство обратилось к губернатору Ивано-Франковщины Гончаруку с просьбой утвердить победителя конкурса. Гончарук утвердил. Параллельно с этими событиями анонимные «представители общественности» и ГО «Правый сектор – Прикарпатье» устроили в местных СМИ шум с требованием уволить свеженазначенного директора. Причины не назывались. При этом самого Остапенко неизвестные вооруженные люди в камуфляже не пустили на предприятие. Все в лучших традициях.
Губернатор оказался человеком чувствительным в воплям возмущенной вооруженной общественности и распорядился создать по этому вопросу рабочую группу под руководством своего первого заместителя Сергея Басараба. Как показали дальнейшие события, руководитель области, что называется, «умыл руки».
Ибо его заместитель тут же проявил невиданную прыть, направив в Минобороны письмо с просьбой отозвать директора военного леспромкомбината. Причины, в духе "возмущенной общественности», не объяснялись. Зато в письме был указан человек, которого местная власть просила водрузить на привлекательное деревянное кресло: Петра Гриника – бывшего начальника местного облуправления по монополии на производство спирта и табачных изделий.
Что интересно, несколько месяцами ранее Гриник, как и Остапенко, принимал участие в конкурсе на должность директора многострадального Ивано-Франковского леспромкомбината – однако, в отличие от Остапенко, не набрал ни одного голоса. Департамент внутреннего аудита и финансового контроля Минобороны в своем письме от 29 декабря 2015 года также забраковал Гриника – как проигравшего конкурс и не имеющего профильного образования.
А дальше происходит что-то загадочное и логике не поддающееся – министр обороны Полторак, со смиренностью несовершенолетней овечки, молниеносно удовлетворяет скромную хотелку лесорубов: Гринник назначается исполняющим обязанности директора тщательно охраняемого неизвестными вооруженными людьми имущества Минобороны. Точка.
В этой ситуации позиция ивано-франковской власти понятна. Губернатор Олег Гончарук давно демонстрирует болезненный интерес к лесным массивам. Еще в сентябре прошлого года он обратился к премьер-министру Яценюку с просьбой разрешить вырубку высокогорных лесов в Карпатах. Как было сказано в открытом письме Гончарука, опубликованном «Українськими новинами», за последние несколько лет карпатские леса успели ужасно зарасти еловым древостоем, что является форменным безобразием. Поэтому – надо рубить. И продавать. Кроме того, Гончарук обратил внимание премьера на бедственное положение лесорубов, которым запрещено рубить бук целых пять месяцев в году – с 1 мая по 30 сентября. А ведь именно в это время из уникального карпатского бука получаются самые лучшие дрова, что, по мнению ивано-франковского губернатора, «крайне важно и актуально в контексте обеспечения энергетической независимости нашей державы». Логика зашкаливающая, надо сказать.
А вот уступчивость руководства Минобороны понять сложно. По факту военный леспромкомбинат был отдан в распоряжение человека, вросшего в «лесной бизнес» местных царьков. Нетрудно спрогнозировать судьбу как самого предприятия, так и 54 тысяч гектаров леса, богатого супер-ходовым товаром…
Рыбку кидают в речку
Если в случае с Ивано-Франковским лесным хозяйством, конкурс был проведен, а все неприятности случились потом, то второй пример дивной кадровой политики Минобороны – более нагл и показателен. Здесь уже в ходе самого конкурсного отбора в число участников имплантируются совершенно удивительные персонажи.
Скандал случился несколько дней назад, когда в коллективе государственного концерна «Техвоенсервис», входящего в структуру Минобороны, узнали, что к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гендиректора концерна странным образом допущен бывший финансовый директор «Техвоенсервиса» Тарас Химичук. Сказать, что в концерне были шокированы этим известием – это ничего не сказать. Свое возмущение происходящим коллектив концерна высказал в своем письме к министру обороны, указав, что в случае допуска к конкурсу, а тем паче – в случае назначения Химичука на должность, сотрудники готовы пойти на крайние меры, вплоть до митингов и забастовок.
Колектив «Техвоенсервиса» понять можно. Концерн начал выходить из бедственного положения и реально выполнять оборонные заказы только в последние пол-года. До этого он пребывал в стадии перманентного банкротства. И старожилы «Техвоенсервиса» считают, что до полуразвала и перспективы быть растащенным на гектары и квадратные метры, стратегическое предприятие довел именно Химичук.
История этого персонажа описана в письме трудового коллектива к Министру обороны, однако есть смысл коротко вспомнить о ключевых аспектах деятельности бывшего финансового директора. Это важно для того, чтобы понять – зачем, с какой целью и планами некто заинтересованный пролоббировал разрешение на участие Химичука в конкурсе на замещение должности гендиректора.
Первый «заход» Тараса Химичука в «Техвоенсервис» пришелся на 2008-2010 годы, когда он занимал должность заместителя гендиректора – финансового директора концерна. Именно тогда он заложил первую мину замедленного действия под «Техвоенсервис» - была реализована преступная схема создания искусственного долга Концерна перед Житомирским бронетанковым заводом. Сам завод при этом входил тогда в структуру концерна, то есть вопросы долгов как-бы отдают в такой ситуации маразмом. И тем не мене в духе проверенных рейдерских схем дело было проведено через Киевский апелляционный хозяйственный суд, который признал наличие долга концерна своему же ведомственному предприятию в размере 12,2 млн.грн. Пикантность ситуации придает то, что на Житомирском бронетанковом работала (и работает поные) жена нашего шустрого персонажа. И не кем-нибудь, а главбухом.
Тогда схему банкротства «Техвоенсервиса» по надуманному долгу, Химичуку реализовать не удалось – из концерна его уволили с формулировкой «недоверия со стороны руководителя Концерна».
Но уже в 2013 году чье-то доверие к Химичуку вспыхивает с новой силой (руководители Концерна менялись чуть ли не каждый год) и он триумфально возвращается – сначала на должность советника, а затем даже ИО гендиректора. Правда, карьера и в этот раз была молниеносной: заняв вожделенную должность, Химичук тут же совершил растрату, оплатив деньгами госпредприятия ремонт в собственном жилище. Это при том, что «Техвоенсервис» находился в плачевном состоянии и не мог даже выплачивать зарплату своим сотрудникам. Против Химичука было возбуждено уголовное дело (№ 42013110090000292 в едином реестре) по ст. 191 ч.2 УК Украины.
Вывернуться ему тогда удалось, но не полностью. Химичук признал свою вину и возместил нанесенный госпредприятию убыток. Дело закрыли «по не реабилитирующим обстоятельствам» - то есть гражданин с юридической точки зрения получил-таки клеймо «судимый». Но уволили его, как ни странно, не за эту уголовщину, а за прогул. Судя по этим явным «мухлям» Химичук имеет неслабых покровителей. Ему хватило наглости даже оспаривать свое увольнение, однако все судебные инстанции он проиграл.
Таким образом в период второго пришествия Хмимчука в Концерн, дело о банкротстве ему снова провернуть не удалось. А логика событий наводит на вывод, что смысл его постоянных попыток вернуться к рычагам управления «Техвоенсервисом» состоит именно в этом. Нынешняя попытка происходит на интересном фоне: Житомирский бронетанковый, который за это время вывели из состава Концерна и перевели под крыло «Укроборонпрома» , вдруг «проснулся», и в течении 2015-го года несколько раз инициировал процедуру банкротства «Техвоенсервиса»!
Пикантность фигуре Химичука придает и то, что военная прокуратура Центрального региона Украины ныне расследует уголовное дело о создании искусственного долга Концерна перед Житомирским бронетанковым! Снова ст. 191, только сейчас – ч.5 УК (№ 42015110350001237).
И вот этого милого человека вводят в число участников конкурса на замещение должности гендиректора Концерна! Это вообще одевается на какую-нибудь голову? Ведь вопросы на руководство Минобороны, сыпятся, как из рога изобилия. Простые вопросы. Ну, например, как Химичук умудрился пройти проверку службы контрразведки, через сито которой проходят все претенденты? Как получилось, что судимый человек допущен к конкурсу? Почему его кандидатура волшебным образом всплывает за несколько дней до проведения конкурса?
На кого напала куриная слепота, не позволяющая узреть главное: рыбку кидают в речку!
Похоже, Минобороны находится на пороге большого коррупционного скандала. Ясно, что кто-то «продавливает» кандидатуру Химичука с целью обанкротить оборонный Концерн и нажиться на его многомиллиардном имуществе. И если конкурсная комиссия, которую возглавляет замминистра генерал-лейтенант Павловский, совершит невозможное и выведет победителем ранее судимого рейдера, в Техвоенсервисе вспыхнет бунт.
Теперь представьте себе роскошные сюжеты на российских телеканалах: «Украинская оборонка восстала против хунты!».
Как вам такая перспектива? Пугает? А вот не всех.
На закуску: по некоторым данным, кандидатуру Химичука лоббирует Народный депутат от БПП, секретарь комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Иван Винник. О его «реноме» в политике и бизнесе можно почитать на сайте «Антикор» в материале с логичным для ситуации, описанной выше, заголовком: «Рейдер Иван Винник: из слесарей – в депутаты».
Эта ситуация разрешится очень скоро – конкурс состоится в понедельник, 22-го февраля. Так что – продолжение следует.