Александр Драников: Украину ожидает самая крупная волна оттока «мозгов и кошельков»
Средний и мелкий бизнес выталкивает из страны дурость украинской политики
На минувших парламентских выборах националисты стали парламентской партией. И, естественно, обретя статус официальных представителей власти, теперь их «месседжи» все чаще транслируют СМИ. Самих националистов один только факт внимания со стороны прессы и общества понуждает говорить все больше и обо всем. Кое у кого уже даже возникает иллюзия действительной популярности правых националистических идей в Украине.
И вся эта гремучая смесь из коммунистов, воров и националистов и делает украинскую политику! Это здорово пугает нормальных людей. Потому что не будет экономики. Будет экстремизм. Он уже есть. И крепчает. И ворам, и националистам, и коммунистам чужд основополагающий принцип экономики: полная свобода выбора потребителя и гарантированная, равная и честная конкуренция для производителей товаров и услуг. У нас не было, нет, и в ближайшем обозримом будущем не будет ни свободы потребителя, ни свободы бизнеса.
Воровские коммунистическо-националистические крайности в экономике (ею никто не занимался вообще – «на часі дня» были языковые вопросы и пр.) и привели к откровенному экстремизму. Этой зимой, после выборов 2012, впервые за годы Независимости в Украине, власть посягнула на то, к чему раньше у нее «руки не доходили» – у наиболее платежеспособного населения страны стали отбирать право на свободу передвижения! Поезда Хюндай не ездят. Вообще вся железная дорога на грани полной остановки из-за возможной всеобщей забастовки железнодорожников. Самолеты «Аэросвита» и пр. не летают. А по разбитым до основания, заметенным снегом и неубранным автодорогам доехать на автомобиле куда-либо крайне сложно – тысячи людей этой зимой несколько дней провели на шоссе в снежных заметах посреди поля. И никто, подчеркиваю: НИКТО за это не ответил.
Вывод прост и очевиден. В ближайшее время – год-два – Украину ожидает самая крупная волна эмиграции наиболее продвинутых слоев населения. Факт: брокеры Словакии, Чехии, Венгрии, Словении и даже Румынии констатируют повышение спроса на 2-х, 3-комнатные квартиры, небольшие дома от 120 до 250 м2, со стороны граждан Украины. В этих странах растет также спрос на мелкую коммерческую недвижимость: лавочки и рестораны, придорожные объекты инфраструктуры и т.д. Это «вострят лыжи» из Украины не олигархи. Это «мостят себе соломку» за рубежом мелкие собственники булочных и магазинов, обувных и колбасных цехов, автосервисов, наиболее высокооплачиваемый и креативный средний менеджмент крупных компаний. Осмелюсь утверждать: если в прошлые годы (начиная с 2002-го и вплоть до 2011-го) среднегодовой показатель бизнес-эмиграции составлял примерно 5-7 тыс. человек в год, то начиная с 2012-го счет уже пошел на 18-23 тыс. человек в год. По прогнозам Центра структурной политологии «Выбор», в 2013-ом из Украины выедут по линии бизнес-эмиграции до 50 тыс. человек. Кто-то уедет насовсем. Кто-то вывезет из страны капиталы, откроет в Восточной Европе свое дело и изредка все же будет наведываться в Украину к замороженным бизнес- активам.
Бизнес-эмиграцию вообще трудно зафиксировать. Многие из тех, кто уезжает из страны, не отказываются от украинского гражданства, довольствуясь долгосрочными визами той или иной страны. Однако, статистика прогнозируемого выезда из Украины подтверждена данными компаний, оказывающих визовую поддержку, легализирующих документы за рубежом и т.д. С точки зрения экономики, главное не в том, где человек ночует. Главное в том, где он ходит на работу, получает и тратит деньги, платит налоги и оплачивает социальное страхование. И здесь счет пойдет не в пользу Украины. В 2013-ом страна не досчитается нескольких десятков тысяч активных налогоплательщиков.
От чего они бегут? Явно не от бытовой и жизненной неустроенности. У нас нет обычных, простых и улыбчивых, красивых лиц во власти. Одни держиморды. От этого, нам постоянно что-то запрещают: как не эротику, так курение в ресторанах. Держиморд интересует, на каком языке нам с вами разговаривать. И это при том, что держиморды, кстати, в подавляющем большинстве пишут безграмотно как на русском, так и на украинском. Потому что их родной язык – и не русский, и не украинский. Их родной – как не суржик, так язык окраин, диалект уличных банд. А людей во власти должны интересовать не эфемерные языковые проблемы, а очень простое и очевидное. Например, то, почему в соседней Польше, всё – начиная от йогуртов, булочек, мяса, джинсов, футболок и кед, и заканчивая автомобилями – дешевле, чем в Украине?! В полтора- два раза.
Впрочем, не украинская дороговизна жизни, как уже было сказано выше, пугает наиболее продвинутую часть населения – уж на йогурты, джинсы и автомобили эта часть украинцев заработала даже и по украинским ценам. Пугает то, что нельзя при такой экономической безнадёге накормить досыта своих же наемных рабочих, создать вокруг себя наибольший круг сподвижников, окружить себя вполне положительными и счастливыми людьми. Без этого, невозможно вести успешный бизнес в стране. Без этого получается не созидание, а выживание.
Из-за дурости и глупости в политике, в этой стране нет раскованности, рок-н-ролла в жизни. Нет драйва. Одна депрессия. Телевизор хоть не включай, когда идут новости. Там же один лейтмотив – похоронный марш. Отчего? От того, что в политике звучит национальное «Ще не вмерла…». Коммунистическое «Союз нерушимых…». Воровское «Хвост пушистый, перстень золотой…». Но все это не та музыка, под которую хочется танцевать и двигаться! Это не та музыка, под которую хочется жить и строить. Именно эти три мелодии задают лейтмотив всей стране. Понятно, конечно, что государственный гимн это не танцевальный ритм. Но хотя бы оптимизм он должен вселять! А тут с первых слов – ще не вмерла. Весь дьявол в деталях, а в этих словах двоякий подтекст – еще нет, но очень плохо… И если так пойдет и дальше, то наиболее активная в потребительском и производственном плане часть населения явно «не споется» с властью и уйдет на другие «подмостки».
*- официально Яценюк во власти с 1998-го года, то есть 15 лет. Однако, период, когда Арсений Петрович с 1992-го «двигал» юридический бизнес вместе с сыном тогдашнего губернатора Гнатышина трудно назвать периодом предпринимательства. Хотя бы потому, что фирма Яценюка и сына губернатора занималась, в основном, сопровождением приватизации различных промышленных и аграрных предприятий, что в этой стране просто невозможно сделать вне власти.
Александр Драников