Центры раннего развития детей формируют у малышей ущербную психику
Специалисты проанализировали модные методы раннего обучения, которые используются повсеместно
Дети – это гордость родителей. Особенно если самим родителям больше гордиться, в общем-то, нечем. Молодые (или не очень) мамы мечтают вырастить ребенка-гения, а реклама новомодных центров раннего развития ребенка только подзадоривает. Ведь в таких центрах педиатры-новаторы готовы учить деток грамоте, чтению, математике, логике, рисованию, английскому языку, актерскому мастерству и даже ритмике… При этом, на обучение часто готовы взять детей, которым едва исполнилось полгода! «Багнет» решил разобраться, отвечают ли действительности рекламные обещания об исключительной пользе раннего обучения детей.
Цена вопроса
Только в Киеве, по подсчетам «Багнета», насчитывается порядка 160 центров раннего развития ребенка. Средняя стоимость одного занятия длительностью один час составляет порядка 100 грн. Часто педиатры предлагают купить абонемент на месяц: 800 грн. – по два раза в неделю, 1200 грн. – по три раза в неделю. Лозунгом многих центров раннего развития является известная фраза создателя новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибука: «Если вашему ребенку больше трех лет, возможно, вы уже опоздали». Выходит, что если начать заниматься с младенцем с шестимесячного возраста до трех лет, то период обучения составит 30 месяцев. За это время заботливая мама потратит 24-36 тысяч гривен (в зависимости от частоты занятий).
Методы обучения
Существует несколько основных методик раннего развития ребенка, которые наиболее часто используют в киевских центрах. Наиболее известные из них: Вальдорфская методика, а также методики М. Монтессори, П. Тюленева, Г. Домана, семьи Никитиных, Н. Зайцева. Углубившись в научные труды этих педагогов, молодая мама без высшего медицинского и педагогического образования может и не найти подвоха в тех или иных методах.
Так, к примеру, педагог-новатор Павел Тюленев написал нынче очень популярную среди молодых мам книгу «Читать – раньше, чем ходить». По методам, описанным в ней, сейчас проходят обучение малыши в центрах раннего развития. Так вот, педагог считает, что можно научить читать ребенка в период между первым и вторым годом жизни. «В качестве доказательства мы приводим здесь один из листов-результатов САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ тренировки ребенка в возрасте 1 год 11 месяцев на электрической пишущей машинке. Приводимый текст показывает, что вполне доступен и счет: мы, применяя простой способ, также сдвигаем ранее признаваемую педагогами границу усвоения счета на несколько лет, в возраст 1,5 – 2 года», - отметил он.
С ним не согласна биолог Ирина Косар. Она объясняет, что такое «чтение» основано на свойстве импринтинга, другими словами - запечатления. «Импринтинг - это особая форма обучения, происходящего в период созревания сенсорных систем организма. Другими словами, дети, особенно младенцы, просто запечатлевают внешнюю информацию, поступающую к ним», - сказала специалист. С ее слов, дети запоминают слова, иероглифы, цифры, почти все что угодно так же, как птицы запоминают карту звездного неба. Поэтому на данном этапе все же верна будет формулировка «узнавание», а не чтение.
Тем не менее, защитники инновационных методик раннего развития твердят, что основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. «Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире», - говорит руководитель одного из столичных центров раннего развития ребенка Инна Буча.
Менее удачные примеры результатов раннего развития приводят уже психотерапевты. Детский психиатр Андрей Позняр говорит, что к нему в последнее время все чаще обращаются мамы «ранообучаемых» детей с одними и теми же жалобами: «Сыну 3 года, после садика водим его на английский язык и уроки по музыке, при этом он кричит и плачет», «дочке два года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстренько «накалякает» и бежит играть в куклы!», «пятилетний сын читает только из-под палки, только если видит ремень»…
По мнению психиатров, многие методики раннего обучения дают ложное представление о том, что ребенок учится как бы играючи, безо всяких усилий (в особенности эту идею пропагандирует педагогика Монтессори). «После гиперактивного обучения в столь юном возрасте уже в начальных классах у таких детей начинает формироваться ущербная психика: такие дети становятся зацикленными на каких-то идеях, им сложно сконцентрироваться, требуют повышенного внимания учителя, постоянно перевозбуждены», - предупреждает Андрей Позняр.
Детский психолог Мария Зоря уверена, что такие методы обучения могут вместо пользы в будущем принести огромный вред психике ребенка: «На таких уроках обучения математике и чтению в двух-трехлетнем возрасте у ребенка создаются блоки, которые не дают выходу фантазии, воображению и другим эмоциональным сторонам маленькой личности. Со временем нехватка общения и эмоциональная бедность могут привести к различным расстройствам психики и психоматическим заболеваниям: заикания, бессоницы, энуреза, гастрита… ».
Эксперты едины во мнении, что раннее развитие ребенка практически не сказывается на дальнейшей успеваемости в школе. Другими словами, то, что ребенок научился считать в три года, вовсе не значит, что в будущем он станет великим математиком. Ярким примером тому может послужить семья Никитиных – педагогов, которые придумали модель Необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. Никитины испытали этот метод на своих семерых детях. Увы, никто из них не достиг в жизни ничего выдающегося. «Так стоит ли экспериментировать на своих малышах, лишать их детства, если результат того не стоит», - задается вопросом Мария Зоря.
26-летняя Анна Бевзь узнала всю полноту слова «раннее развитие» на себе – над ней в детстве экспериментировала мама: «Меня мама научила читать в 2,5 года. С ее слов, с 10-ти месяцев стала показывать мне кубики с буквами, а к году я уже могла выбирать разные буквы по просьбе мамы но еще не осознанно. Потом в ход пошли слоги: где-то к двум я сознательно стала обращаться со слогами, ну и соответственно начала читать. А алфавит, стыдно признаться, четко не знаю до сих пор, в конце путаюсь». Девушка говорит, что ни за что не будет обучать своих детей раннему чтению – мол, пусть лучше наиграются вдоволь.
Свое заключение недавно сделали и зарубежные специалисты. Так, к примеру, Американская академия педиатров в своем научном докладе крайне негативно отнеслась к экспериментам над младенцами и заключила, что требования к семьям, где воспитывают «будущих гениев» настолько высоки, что в некоторых случаях ребенку может быть нанесен большой вред из-за использования методик раннего обучения.
Тем не менее, часто желание молодых мам похвастаться перед подругами, сидя во дворе на лавочке, является куда более весомым аргументом в пользу методик раннего развития, чем мнения врачей. Ведь научить ребенка «читать» и «считать» в двухлетнем возрасте действительно можно. И этим, наверное (?) стоит гордиться.
Ева Лионова