Проблемы переоформления недвижимости, полученной в наследство
Регистраторы не могут, нотариусы не хотят
Все мы как минимум раз в жизни сталкиваемся с вопросом перерегистрации недвижимого имущества при получении наследства. Дело это весьма важное – одна ошибка, и практически недоступная рядовому украинцу жилплощадь уйдет не в те руки. Без каких-либо перспектив ее переоформить.
Кстати, тем, кто советует своим старым или умирающим родственникам оформить договор дарения части недвижимого имущества надо помнить, что при передаче доли имущества придется платить госпошлину в размере 1% от оценочной стоимости доли. Кроме того, «за бесплатно» можно подарить долю только родственникам по первой линии. За дарение всем остальным родственникам, согласно статье 174 НК Украины, следует заплатить 5% оценочной стоимости в качестве налога. И это не считая услуг оценщиков и нотариуса, а также стоимости различных справок. Например, о том, что на недвижимое имущество не наложен арест и т.д. Впрочем, как вскорости будет видно, может, это еще и небольшая плата за сэкономленные нервы и время. Да и риэлторам такие квартиры – просто головная боль.
«Самая большая проблема – это, например, несколько сособственников в квартире… Квартиру такую сложно продать, необходимо договариваться, и найти золотую середину очень сложно. Кто-то хочет, например, вместо доли в двухкомнатной, полноценную однокомнатную квартиру…», - сообщил корреспонденту «Багнета» президент Союза специалистов по недвижимости Украины Александр Рубанов.
Мы решили разобраться, насколько переоформление в данный момент тяжело, используя «живой» пример Алексея Б. Он согласился вместе с нами пройти все «круги ада» переоформления имущества. Случай у него, надо сказать, подходящий – у квартиры есть несколько собственников, один из которых умер. Один из оставшихся – наследник по прямой линии. Казалось бы, случай простой. Но только казалось.
Во-первых, сложности с одиозной реформой Бродского при ликвидации БТИ сохранились. Напомним, в результате «реформы» БТИ уже перестала работать над перерегистрацией имущества, а новые госрегистраторы вынуждены делать запросы в архив БТИ о сведениях переоформляемой жилплощади, что отнимает много времени. В случае случае нашего героя - два месяца. Кроме того, даже помещения не всегда являются удовлетворительными и предоставляют все условия для работы. И даже элементарный комфорт! Например, не всегда есть стол, лампочка над головой, чтобы почитать документы.
«Ну да, можно согласиться, что этого не было и в БТИ, но, черт возьми, ведь реформа разве не предполагает заботу о потребителе данной административной услуги?» - сокрушался Алексей.
В частности, нам с ним пришлось стоять в очереди в прямом смысле, потому что стульев в пункте регистрации не хватало.
Во-вторых, новая схема предполагает выполнение практически всех процедур по данной услуге нотариусами. На деле же оказалось, что государственные нотариусы не всегда были предупреждены о своих новых обязанностях, а частные нотариусы просто боятся браться за такое дело – ответственность велика, а возможности для махинаций очень широки. Не удивительно, ведь во главе данной реформы оказались «подходящие» люди.
«Пока что сложно говорить, расширилось ли поле для правонарушений при новой системе. Идея-то – хорошая, но то, как ее у нас извратили – словами не описать. Система сложна и громоздка, а на многие вопросы просто нет ответа. Ряд пунктов вообще вступают в противоречие друг с другом», - полагает Александр Рубанов.
Громоздкость и весь бюрократизм этой системы пришлось испытать «на своей шкуре». Оказалось, что переоформить недвижимость через нотариуса на деле практически невозможно.
Мы решили проверить, сколько частных нотариусов в Киеве могут если не выполнить само переоформление, то хотя бы дать консультацию о том, как это теперь происходит.
Оказалось, что из 30 частных нотариусов, которых мы обзвонили, только 4 сообщили, что могут что-либо посоветовать по данной теме. Остальные признались честно, что экспертами в этой сфере не являются. Кроме того, и те, кто согласился поговорить, комментарии давали неохотно, и у Алексея возникло впечатление, что они и сами еще «плавают» в ряде новых норм переоформления недвижимости.
«Что теперь делать? Тем более, что теперь непонятно, в какой я окажусь очереди, раз нотариусы так неохотно берутся за случай!» - сокрушался наш герой.
Впрочем, Алексею с нотариусом как раз повезло и удалось почти без очереди попасть на прием к сведущему в новых дебрях переоформления человеку.
Как на беду, в приватизационном договоре в нашем случае не прописаны доли владельцев, поэтому ни один нотариус переоформлять наследство не решился. Отмахнувшись от нашего героя, отправил решать вопрос через… суд.
У юристов, однако, другое мнение – доли можно считать, как равные.
«Это ошибка нотариуса. Согласно нормам нового Гражданского кодекса, необходимо считать неуказанные доли как равные, но нотариусы часто советуют обращаться в суд, чтобы просто отправить людей…», - отметил корреспонденту «Багнета» юрист компании «Ильяшев и партнеры» Максим Копейчиков.
Однако при этом Копейчиков добавил, что если ничего тут не помогает, и нотариус «молчит словно рыба об лед», то есть смысл не ждать у моря погоды, а идти сразу в суд.
Увы, и в суде все не так просто. Ввиду множества подобных обращений и малой их важности, суд, по мнению нескольких человек, которые столкнулись с подобной проблемой, может откладывать рассмотрение вопроса неделями. И это даже при том, что все стороны, имеющие доли, единогласны в своей позиции. Но в суде благородные намерения, как известно, не аргумент.
Так что вариантов у современного украинца, уже, вроде бы, имеющего наследство, немного – или же давить на нотариуса, или же несколько месяцев ждать решения суда. И то и другое Алексей Б. и мы продолжаем вот уже несколько месяцев. Пока что, увы, – безрезультатно.
Примечательно, что в нынешней ситуации чиновники, причастные к провальной реформе БТИ, продолжают изображать хорошую мину при плохой игре. Так, новый глава Госрегистрационной службы Дмитрий Ворона (до этого он был замминистра юстиции Лавриновча) дает интервью журналистам, в которых уверяет - система оформления недвижимости работают, нотариусы готовы предоставлять услуги и так далее... Но, как видим, на деле ситуация кардинально противоположная. Между тем, эксперты не устают предупреждать: если ситуация не изменится, стране грозит новая волна мошенничества с недвижимостью, и выиграют от этого лишь затеявшие сомнительную пертурбацию чиновники. Среди них, как мы писали ранее - глава Госкомпредпринимательства Бродский и министр юстиции Лавринович. Ну а новый глава Госреестра Ворона - личность практически легендарная. Прославился этот молодой чиновник талантом в нецелевом использовании бюджетных средств и просто фантастическими карьерными взлетами, которые объясняются дружбой со скандальным Лавриновичем.
Вороне всего 33 года, а он уже успел побывать на многих высоких постах. Начал свой полет будущий глава Укргосреестра с должности замминистра охраны окружающей природной среды Украины, на которую был назначен в 2006 г. – в возрасте 26 лет! Дальше – больше. В 2010-м «юный орел» очутился в руководстве Государственной миграционной службы, затем, в 2011-м, – стал замминистра внутренних дел (не имея ни дня опыта оперативной работы). В феврале 2012-го Ворону взял под крыло – своим заместителем – министр юстиции Александр Лавринович. Именно последний, судя по всему, и протолкнул Ворону на должность главы Укргосреестра… Теперь «талантливый птенец» Лавриновича имеет шансы проявить свой злой гений на должности главы Государственной регистрационной службы. Сомнительно, что министр юстиции продвинул Ворону на этот пост без каких-либо личных задумок. Ситуация в сфере регистрации имущества остается более чем накаленной. А, как известно, стать во главе подобного хаоса – самое мудрое решение для того, чтобы обеспечить себе благодатную почву для масштабных махинаций с ценными объектами и «освоения» бюджетных средств на устранение проблем и отладку системы. В частности – Единого электронного реестра, который толком так и не создан – все бесценные данные, собранные за десятки лет работы БТИ, так и не оцифрованы, нотариусы подняли цены за оформление сделок, регистраторы не справляются с напором доведенных до истерики граждан...
Сергей Костеж