Украинцы пока не готовы прекратить убийство собственных детей
Перспективы запрета абортов в Украине туманны
Человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Это право декларируют десятки документов, принятых в десятках стран мира. Но с какого момента человек считается человеком? Например, в американском штате Вирджиния ребенок считается таковым ровно с той секунды, когда сперматозоид оплодотворил яйцеклетку. В Украине же это понятие более размыто, что дает противникам и сторонникам абортов огромное количество аргументов для неугасающих дискуссий. К слову, в нашей стране некоторые женщины, вероятно, имеют собственную «теорию меньшего зла». Так, нежеланных и заведомо нелюбимых детей все же рожают, а потом сразу топят, выбрасывают в общественные туалеты, душат и закапывают в лесу. При этом подобные сообщения достаточно часто мелькают в милицейских сводках и лентах новостей. Так готово ли наше общество к тому, чтобы запрещать аборты?
Кто за?
Законопроект народного депутата Андрея Шкиля о запрете абортов был зарегистрирован в Верховной Раде в 2012-м году, но до закона так и «не дорос». Тем не менее, этот документ нашел отклик в сердцах не только гуманистически настроенных активистов общественных организаций, но и у церкви. Официальная позиция ведущих христианских конфессий (православной, католической и греко-католической) достаточно однозначна.
«Священное Писание однозначно запрещает аборт, независимо от срока беременности. От своих начал и сегодня Церковь считает уничтожение человеческой жизни путем аборта грехом умышленного убийства человека. Тот, кто сознательно делает аборт, пытаясь разными способами обосновать его необходимость и неизбежность, лицемерит перед Богом и перед собой. Недопустимость уничтожения зачатой, но еще не родившейся жизни следует не только из богословских оснований»,- говорится в обращении католического епископата Украины: Синода Украинской Греко-Католической Церкви и Конференции Римо-Католической Церкви в Украине.
«Сам факт дискуссии о легализации искусственного прерывания беременности по так называемым «социальным показаниям» свидетельствует о глубоких деструктивных явлениях, характеризующих моральное состояние человечества XXI века. Все сознательные члены общества должны дать решительный отпор проявления тенденций к законодательной легализации абортов, которые начали возвышаться до уровня одного из признаков демократизации. В этом деле Церковь призывает к активному сотрудничеству представителей светской науки»,- гласит вывод Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви по вопросу абортов и признания однополых браков.
Кто против?
В вопросе легальности искусственного прерывания беременности Церковь ссылается не только на основы христианской морали, но и на науку. Тем не менее, у «науки» есть свои контраргументы. В частности, официальная позиция украинского МОЗа, гласит, что такой запрет негативно скажется на состоянии репродуктивного здоровья женщин и демографической ситуации, спровоцировав волну опасных криминальных абортов.
«Запрет аборта в нашей стране неизбежно приведет к росту криминальных абортов и, как следствие, к росту материнских потерь. Поэтому Министерство заинтересовано сотрудничать со всеми слоями населения в вопросах именно профилактики абортов, а не их запрета. За счет повышения доступности соответствующих медицинских услуг и распространения просветительских мероприятий среди населения доля криминальных абортов среди нелегальных значительно уменьшилось: от 5,0% в 1991 году до 0,001% в 2011 году»,- сообщил заместитель министра охраны здоровья Украины Александр Толстанов.
Позиция МОЗ основана на том, что подобный запрет уже действовал на территории Украины, и смертность от криминальных абортов тогда была очень высока. «Из истории развития нашего государства известно, какую непоправимый вред наносит здоровью женщины уголовные (сделанные за пределами лечебного учреждения) аборты, а в значительной части ценой такого аборта становится жизнь женщины. В 90-х годах удельный вес женщин, умерших от криминального аборта, составлял 93% от всех умерших от причин аборта. В 1987г. от причин, связанных с абортом умерло 96 женщин, от криминальных абортов - 90. Именно к такому виду прерывания нежелательной беременности прибегали женщины во время запрета аборта в государстве. Запрет аборта в нашей стране неизбежно приведет к росту криминальных абортов и, как следствие, к росту материнских потерь. Поэтому Министерство заинтересовано сотрудничать со всеми слоями населения в вопросах именно профилактики абортов, а не их запрета»,- отмечают в Минздраве. Впрочем, то же самое показывает и печальный опыт других стран.
По сути, специалисты выбирают политику «меньшего зла», желая вразумить женщин и сохранить их здоровье. Впрочем, как ни странно, общество с ними тоже солидарно. «Багнет» провел опрос на тему поддержки или отрицания законодательного искоренения легального прерывания беременности. Его результаты, конечно, не претендуют на абсолютную истинность, но, в общем-то, достаточно показательны. Так, 54% респондентов выступают против запрета, ибо он только спровоцирует количество криминальных абортов. 27% уверены, что принятие такого закона ничего не изменит. Против убийства не рожденных детей выступает только 10% опрошенных. 6% наших читателей считают, что женщина должна рожать, раз уж забеременела.
Возможен ли консенсус?
Как это обычно бывает в подобных спорах, «нашла коса на камень». Позиции сторонников и противников «эмбрионоубийства» понятны и аргументированы. Однако, решения проблемы пока не видно. Хотя, своеобразный компромисс все же возможен. И религиозные деятели, и медики сходятся во мнении, что запрет - лучший способ заставить человека что-то сделать. Потому, стоит направить усилия не на акции протеста, а на предупреждение нежелательных беременностей, популяризации ответственного материнства, семейных ценностей. Не последнюю роль здесь играет и тема контрацепции, раз уж воздержание по различным причинам невозможно. Наверное, только когда сообщения о матерях, побоявшихся аборта, но убивших своего едва рожденного младенца, перестанут появляться в милицейских отчетах, украинцы придут к единому выводу о запрете искусственного прерывания беременности.
Валентина Дудко