Ночные гонки по Киеву: кто их организует и как прекратить
За стритрейсингом стоят аморфные и неуловимые «клубы» гонщиков
Мощная машина - это хорошо. Не использовать целый табун лошадей при езде - обидно. Особенно если это стильный агрессивный спорткар, и дальше киевских дорог ездить на нем опасно - для подвески, ходовой и всего остального. Увы, и в Киеве не разгонишься - ограничение скоростного режима не позволяет «сделать» больше 80 км/ч, а ведь как хочется... Можно, конечно, отправиться на автодром «Чайка» и погонять там. Но ведь как хочется показать свое «умение» не только и не столько коллегам по цеху, которых это не так впечатляет, сколько жителям города прямо на улицах. Чтобы знали, нищеброды, как ты богат, крут и вообще - великолепен.
Стритрейсинг (от англ. street - улица, и racing - гонки) - сравнительно новая забава для украинских любителей быстрой езды. Появилась она с ростом числа дорогих спортивных машин (в отличие от седанов 1990-х и внедорожников 2000-х) и появлением современных широких и гладких проспектов в самой столице, вполне пригодных для спортивной езды. Все уже «привыкли» к лихачам на дороге в дневное время, выписывающим пируэты между машинами в плотном потоке. А вот ночные гонки, наполняющие воем улицы и мешающие спать, киевлянам в новинку - особенно потому, что в последнее время чаще всего происходят прямо в жилых районах, а не на Окружной дороге, например. «Багнет» решил разобраться, кто же организатор этих мероприятий и как можно снизить активность таких гонок.
Оказалось, что все не так сложно - главное совмещать «силовые» методы и создание новых баз для любителей «сгонять на 402» (стандартная дистанция 402 метра для одного «короткого» заезда).
Организаторы - ненаказуемы
Организаторами гонок выступают чаще всего представители различных стритрейсерских клубов. Самые популярные из них - Fire street club, Hotwheels (недавно распался на несколько более мелких), Street energy, Darnitsa bandits drift team и ряд других более мелких команд.
Как правило, организаторами ночных соревнований выступают не сами клубы, а их «ответственные члены», которые берут на себя труд собрать деньги от участников, организовать встречу. Показательно, что объявления о ночных гонках можно преспокойно найти в социальных сетях. Например, на страничке Fire street club социальной сети «Вконтакте» можно найти массу объявлений о предполагаемых гонках.
Стоимость участия в соревнованиях зависит от «статусности» участников гонки, но в среднем колеблется от 100 до 300 гривен. Эти средства идут на призы (первое место - до 50 процентов собранной суммы, второе и третье получают около 20 и 10 процентов соответственно), остальные средства идут на «организаторские», то есть - в карман организатору.
Уличить клубы в организации мероприятия практически невозможно, в лучшем случае, они лишь сообщат, что это «недостойное поведение» одного из членов.
Понятно, что при такой схеме организаторы гонок, как и их участники, практически ненаказуемы. Тем более, что в гонках участвует все больше и больше людей.
В частности, в этом плане показателен ночной стритрейсинг на проспекте Бажана в ночь на 23 сентября, когда в результате одного из заездов уже на Бориспольской трассе погиб чиновник департамента Минэкономики и развития Сергей Чекашкин.
«Вся стоянка (которая насчитывает несколько сот мест) расположенного рядом супермаркета была заставлена автомобилями участников и наблюдающих. При том, что супермаркет закрывается в 23:00! Привезли большие колонки, музыкальные центры, праздновали чей-то день рождения. Милиция и ГАИ не реагировали в течение двух или даже трех часов», - рассказала «Багнету» Алена, руководитель смены на автозаправке как раз рядом с местом гонок, дежурившая в ночь на 23 сентября.
Кроме того, заправщики из этой же смены сообщили, что ряд участников, переодевшись сотрудниками ГАИ, выходили на проспект и... останавливали движение машин, дабы «гонщики» могли насладиться пустой ночной улицей... Результатом стала чудовищная пробка от станции метро «Славутич» до Московской площади.
По мнению основателя всеукраинской правовой газеты «Дорожный контроль» Ростислава Шапошникова, такое положение дел неудивительно. По словам общественного деятеля, его друзья-автолюбители в разговоре с ним не раз признавались, что организаторы гонок просто «договариваются» с ГАИ.
«А как иначе можно назвать, если патрульное авто ГАИ стоит рядом с местом гонок, видит все и не вмешивается», - отметил Шапошников.
От самих представителей Госавтоинспекции получить комментарий так и не получилось. Увы, начальник пресс-службы ГАИ Александр Зубенко был занят или же находился за рулем все время, пока мы пытались взять у него комментарий по поводу трагических гонок 23 сентября и о проблеме ночного стритрейсинга в целом, и почему же нельзя привлечь к ответственности лиц, непосредственно предлагающих услуги организатора гонок.
В то же время, нельзя сказать, что ГАИ ничего «не известно» о ночных развлечениях «золотой» и не очень молодежи Киева. Периодически на сайте УГАИ МВД Украины появляются сообщения о том, что «ДАІ нагадує: нічні перегони - поза законом». Например, такое сообщение появилось на сайте ГАИ после смерти вышеупомянутого Сергея Чекашкина, в котором правоохранители убедительно просили не проводить ночные гонки «его памяти».
Беда также и в том, что за клубами-организаторами гонок нет и общественного контроля. Тот же Ростислав Шапошников признался «Багнету», что «Дорожный контроль», который известен украинской общественности своей борьбой с нарушениями со стороны ГАИ, «не занимается нарушениями со стороны гражданских лиц». Гоняйте на здоровье!
А пока никому нет дела до очевидных и прямо декларируемых нарушений, клубы юных шумахеров продолжают открыто пропагандировать правонарушения.
Кстати, именно Fire street club ряд наблюдателей считают организаторами тех самых ночных гонок 23 сентября на проспекте Бажана, отличавшихся особым цинизмом и наплевательским отношением к окружающим. Мы написали письмо в Fire street club с просьбой прокомментировать их отношение к вышеупомянутым соревнованиям, но так и не получили от клуба ответа. Может быть, потому, что такой «чудесной» организацией уже заинтересовался кто-то еще, кроме журналистов?
Что делать?
Увы, безнаказанность рождает вседозволенность. Однако выход есть. И для эффективной борьбы с гонками не надо сразу арестовывать всех участников «забега».
«Необходимо выявлять не самых ярых гонщиков, а организаторов мероприятия. Провести несколько показательных процессов, «припарковать» нескольких человек на несколько лет, и тогда всем станет понятно, что это плохо», - убежден гоночный пилот, испытатель и журналист Алексей Мочанов.
«Но проблема в том, к сожалению, что у нас наказать таких организаторов очень сложно. Ведь в нашей стране можно наказать только того, кто не в силах откупиться или защититься связями», - сетует автогонщик.
Второй выход, как ни странно, эксперт видит в постройке большого числа новых автополигонов, трасс и автодромов.
«Несмотря на то, что стритрейсинг есть стритрейсинг, опыт многих стран показывает, что при наличии качественных и свободных автодромов количество заездов по городу падает. Ведь большинству соревнующихся хочется просто померяться силами на короткой дистанции, на тех же 402-х метрах. И в этом плане новые автодромы помогут», - отметил Мочанов.
И тем не менее, страсть езды по городу всегда останется в крови, всех на автодромы не загонишь. Но и даже в этих пределах можно найти выход. Почему бы, например, желающим откатать по городу не собираться на недостроенных участках окружной дороги (например, при пересечении Большой Кольцевой и Минской?). Недостроенный отрезок дороги с весьма качественным покрытием хорошо скрыт за деревьями, далек от жилых кварталов Виноградаря, да еще и является, по сути, «аппендиксом», поскольку заканчивается после 1,2 км лесом, и там никто не ездит...
Чем вам не прелесть, господа стритрейсеры?
Напомним, ранее «Багнет» сообщал о том, что стритрейсинг плотно входит в десятку любимых мужских развлечений.
Сергей Костеж