На белорусских «черных рынках» массово сметают гривну (ФОТО)
Как корреспондент «Багнета» в Гомеле торговал украинской валютой
Беларусь – государство неоднозначное. Продвинутый Запад ужасается методам правления белорусского «бацьки» - Александра Лукашенко. Ностальгирующие по КПСС бабушки в России и Украине вздыхают: вот у нас бардак, а там – порядок, тишина и спокойствие. Что по факту встретит простой украинец, отправившийся в последний оплот бывшего СССР, выясняла корреспондент «Багнета».
Шоферские байки: для белорусов в Чернигове - специальные рынки
Отправляюсь автостопом из Киева в Гомель. По пути черниговский дальнобойщик рассказывает о специальных рынках для белорусов.
Жители прилегающих к Беларуси украинских городов, в основном Чернигова, нередко ездят закупаться продуктами в нашу страну. Так вот, рассказывает водитель, некоторые продавцы специально устанавливает у себя завышенные ценники на продукты. Дело в том, что цены на большинство белорусских товаров выше украинских, поэтому белорусы даже не догадываются, что цена неправдоподобно завышена. А если покупатель начинает удивляться – значит, свой, украинец, торговаться можно.
Доехав до Чернигова, прощаюсь. Следующий шофер сам в Беларусь наведывается часто. Жалуется, что машины с иностранными номерами сейчас никак нельзя заправить за белорусские деньги: почти на всех заправках требуют любую другую наличность. Видимо, слухи о валютной панике не столь уж преувеличены.
Перейдя границу, отмечаю, что дороги в Беларуси значительно ровнее и качественнее украинских и российских вместе взятых. В нашей стране такие шоссе начали появляться только недавно, в преддверии Евро-2012.
Также бросается в глаза обилие социальной рекламы.
Машин мало (бензин в Беларуси дорогой), так что водителя удается поймать километрах в семи от границы. Веселый, улыбчивый парень охотно делится советами: «Ты, когда гривны менять пойдешь, не меняй в обменниках. Они по курсу Нацбанка или даже ниже меняют – то есть, за гривну 600 – 610 рублей. А вот под обменником обычно крутится парочка человек, так им можно подороже впарить. Проси тысячу, продашь рублей за 800, не меньше. У нас, когда доллар обвалился, все валюту скупать бросились».
Интересуюсь у молодого человека, не с этим ли связаны последние массовые акции протеста. Реакция мгновенная. Водитель резко замолкает, улыбка с лица пропадает. До самого Гомеля шофер упорно молчит, односложно отвечая на вопросы.
Белорусские обменники – самые популярные места в городе
В Гомеле первым делом ищу обменный пункт – без белорусских денег, какими бы плохими они ни были, я даже по городу не проеду. Нахожу, курс, действительно, составляет 610 рублей за гривну. Под обменником стоит человека три-четыре, и это в десять часов вечера пятницы.
Оказывается, в Беларуси этим промышляют многие. Так как в обменниках валюты нет, люди приходят и садятся под окошком приема и сдачи валюты. Занимают очередь друг за другом и сидят, часами ждут, пока кто-нибудь сдаст валюту. После этого они ее сразу же выкупают. Занимаются этим все – особенно неработающие, пенсионеры и дети, у которых сейчас летние каникулы. Эти категории населения имеют возможность сидеть у обменных пунктов целыми днями. Жара их не смущает, дожди – тоже.
Обмениваю 15 гривен, предварительно поинтересовавшись у охранника, могу ли я здесь это сделать. Тот подтверждает, следя за мной глазами. Получаю пачку купюр, отхожу и вижу, что охранник, оттеснив пристроившуюся за мной очередь, обращается к кассиру: «Выкупаю гривны. Сколько их там сдали?».
Друзья, у которых я остаюсь на ночь, утверждают: ничего удивительного. Гривна в Беларуси сейчас – валюта востребованная, не хуже доллара или евро.
Обменные пункты дислоцируются в машинах
Наутро – снова менять деньги. Только вот незадача - менять сразу всю сотню мне не надо, а сдачу мне давать никто не собирается.
«Откуда ж у нас валюта на сдачу», - смотрит на меня с удивлением кассир. Интересуюсь у собравшихся людей – может, можно у кого-то из них поменять? «Да что вы! Вы нам эти гривны продадите, а нас сразу в «газик» и упакуют», - говорит осторожная бабушка. Более предприимчивый мужчина интересуется, сколько я хочу поменять, но, узнав, что всего 50 гривен, теряет интерес.
Иду к следующему обменнику. Там, узнав, что я обладательница гривенного богатства, меня мигом хватает за локоть мужчина. Предлагает обменять по более высокому курсу «вот буквально за углом». И действительно, за углом – цветочный базар, где он отгоняет одну из продавщиц с насиженного места, достает белорусские рубли и отсчитывает – по курсу 670 рублей за гривну, что явно выше курса Нацбанка. Видимо, место «работы» у него постоянное – уходя, вижу девушку, сжимающую в кулаке пару сотен российских рублей.
Белорусские цены заставляют киевлян в ужасе креститься
На 50 гривен в провинциальном Гомеле не то что не разгуляешься, но и не поешь толком. В среднем цены в супермаркетах на порядок выше киевских, хотя попадаются и исключения. Так, литр пива и пачка пельменей весом в 450 грамм стоят примерно поровну – около 6 тысяч рублей, то есть, почти по 10 гривен. А вот куриное филе ценой 36 000 рублей – почти 60 гривен за килограмм – немного шокирует. Это более чем в два раза дороже стандартной цены киевских супермаркетов.
Кстати, среднемесячная зарплата в Беларуси составляет 1,78 миллионов рублей – это примерно 2900 гривен. В Украине, где цены на порядок ниже белорусских, меньше – в мае она составила 2573 гривны.
Перехожу границу обратно. Захожу магазин рядом с таможней. Облегченно вздыхаю: даже с наценкой, неизбежной в таком месте, цены родины выглядят явно привлекательнее.
Анна Долгарева