На Земле около 250 млн лет назад все живое вымерло от жары
В раннем триасовом периоде у экватора было смертельно жарко
Когда экологи рассуждают об изменении климата, они обычно отмечают, что будут не только проигравшие, но и победители. Одни виды вымрут, другие мигрируют и займут их место или адаптируются к новым условиям. По большому счету, никто не предсказывает полного опустошения экосистем. Однако новое исследование показало, что однажды на нашей планете стало так жарко, что на экваторе установилась смертельно высокая температура. Выжили немногие — в основном, беспозвоночные, пишет Сompulenta.
Справка: Триасовый период или триас — геологический период, первый этап мезозойской эры. Следует за пермским периодом, предшествует юрскому. Триасовый период начался 252,2 ± 0,5 млн лет назад, кончился 201,3 ± 0,2 млн лет назад. Продолжался, таким образом, около 51 млн лет.
В целом начало триаса было для живых организмов драматичным. Предыдущий геологический период (пермь) завершился масштабными извержениями, которые привели к образованию заливших современную Сибирь траппов (излиянию раскаленных базальтов на обширнейших территориях) и крупнейшему в истории вымиранию. Вулканы выбросили в атмосферу огромное количество углекислого газа. Выжившие существа столкнулись с парниковым эффектом, а также нехваткой кислорода в океане.
Авторы исследования решили выяснить интенсивность потепления, анализируя соотношения изотопов кислорода в ископаемых из южного Китая, который в то время находился вблизи экватора в восточной части древнего суперконтинента Пангеи и был покрыт мелкими морями океана Тетис.
Выяснилось, что за 800 тыс. лет эпохи Великого вымирания средняя температура воды в этом районе выросла с 21 до 36 ˚C. Затем последовал спад, после которого потепление началось с новой силой, и температура достигла, по меньшей мере, 38 ˚C, а, возможно, и превысила 40 ˚C. И это в воде. На суше для всего живого обстановка складывалась еще хуже.
Авторы обратились к базам данных ископаемых находок той эпохи. Оказалось, что экваториальные области раннего триаса были практически необитаемы, тогда как в других местах планеты жизнь восстанавливалась. Рыбы были распространены на многих широтах, но в районе экватора встречались очень редко. А наземные позвоночные вообще отсутствовали между 30˚ с. ш. и 40˚ ю. ш., как и красные водоросли. Месторождения угля, относящиеся к той эпохе, скудны, что тоже свидетельствует о больших проблемах с жизнью на нашей планете.
Кто же выжил? Ряд морских беспозвоночных. Их найденные отпечатки настолько меньше «нормальных» размеров аналогичных видов ранних эпох, что ученые говорят об эффекте карликовости. Однако измельчение живых форм присутствовало только в экваториальных областях. В более высоких широтах преобладал нормальный размер.
Ученые делают вывод, что глобальное потепление сильно усложнило процесс восстановления жизни после «Великого вымирания», вызванного всплеском тектонической активности в конце пермского периода.